ТРИ КНИГИ ТОЛКОВАНІЙ НА ПРОРОКА ОСІЮ. 349 приноситъ плоды, дающіе возможность покоящимся подъ
тѣнью его избѣгать пагубной жары міра сего и не
подвергать голову солнечному припеку, поразившему нѣкогда
Іову (Іон. гл. 4), и доставляетъ не только отдохновеніе
спящимъ и сидящимъ [подъ нимъ], но и насыщеніе питаю¬
щимся [его плодами]. Все то. что нами истолковано, со¬
отвѣтственно иносказательному смыслу, въ отношеніи въ
пришествію Господа Спасителя и въ обращенію истиннаго
Израиля, можетъ быть отнесено также какъ въ еретикамъ и
іудеямъ, такъ къ язычникамъ и во всякому превратному
ученію, такъ что когда они принесутъ покаяніе, то получатъ
прощеніе. Хотя полнота обѣтованія исполнилась при прише¬
ствіи Спасителя и ежедневно исполняется въ Церкви, однако
должно вѣрить, что съ большею полнотою совершится это
тогда, когда настанетъ совершенное и когда то, что отчасти,
прекратится (1 Кор. 13, 10). Слѣдуетъ замѣтить, какъ мы уже
часто говорили, что спасеніе Израиля, обращеніе въ Господу
и освобожденіе изъ плѣна должно понимать не въ тѣлесномъ
смыслѣ, какъ полагаютъ іудеи, а въ духовномъ, какъ это
съ несомнѣнностію доказывается. Ст. 10. Кто мудръ, и уразумѣетъ это? [Кто] раз¬
уменъ, и познаетъ это? Ибо правы пути Господни, и
праведники будутъ ходить по нимъ, а беззаконные па¬
дутъ на нихъ. ЬХХ: Кто мудръ, и уразумѣетъ это, или
разуменъ, и познаетъ это? Ибо правы пути Господни, и
праведники будутъ ходить (или ходятъ) по нимъ, а не¬
честивые изнемогутъ на нихъ. Говоря: кто мудръ, и ура-
зумѣстъ это? Кто разуменъ, и познаетъ это? указы¬
ваетъ на темноту книги и трудность изъясненія ея. Если
самъ писатель создается въ трудности или въ невозможности,
то намъ, имѣющимъ больные глаза, затемнѣвные скверною
грѣховъ и не могущимъ смотрѣть на яркое сіяніе соанца,
не остается ничего другаго сдѣлать, какъ только сказать
словами Писанія: О глубина богатства премудрости и