История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
«Единственном» (CD 20:1, 14; çp. 4Q416, 418, fr. 9, 1:6) «Учителе
праведности» — «Избраннике» Бога (4QpPs37 1:14(?), 2:5, 3:5, 4:12,
IQpHab 5:4, 9:12, 4QpIsd 1:3, IQpMi, fr. 8—10, 7 (?)), являвшемся для
общинников «светом» (ср. e. g. CD 1:9—12 (cp. 1 Ен. 90:9—10),
1QH 4:5—6, 23—24, 27—29, 7:24, 9:26—27; ср. также e. g. Завещания
Вениамина 11:2 и Завулона9'А и Ин. 1:8, 9, 3:19, 8:12(!), 12:35—36,
46©, 1 Ин. 5:20, etc.; Мидраш Техиллим к Пс. 43:3) и «истиной», и та-
кими их самообозначениями, как «люди Единственного»
(CD 20:32), «праведники» (e. g. 4Q521, fr. 2 ii+4, 5; ср. 4Q227, fr. 1, 1,
fr. 2, 6 (?)),«знающие праведность» (e. g. CD 1:1, 4QDa, fr. 1,9;
cp. Mc. 51:7), «община Его Избранника» (4QpPs37 2:5, 3:5, 4QpIsd 1:3),
«сыны света» (e. g. 1QS 1:9 et passim, 1QM 1:1 et passim, etc.; cp.
Ин. 12:35—36, Лк. 16:8, Ефес. 5:8, J Фес. 5:5), «люди истины» (e. g.
IQpHab 7:10—12, 4Q298 3:6—7, 1QH 14:2; ср. IQS 2:24, 26, 4:5—6,
1QH6:29, 7:29—30, 9:35, 10:27; 11:11, 1QM 17:8; cp. также 1 Ен. 105:2,
Зав. Иуды 24:3) и т. д. Не исключена возможность, что все вышепе-
речи елейные наименования общинников употреблялись в double en-
tente, что характерно для большинства обозначений, встречающих-
ся в рукописях Мертвого моря. Отметим также, что ряд самообоз-
начений сектантов, очевидно, возникли еще до того, как Учитель
праведности возглавил Кумранскую общину, однако впоследствии,
вероятно, стали связываться с его «именами» («Именем»). § 4. Цадокиды, боэтусеи и саддукеи. Цадокидский «фарисеизм» I Б. Ц. Вахольдер, рассматривающий Учителя праведности в
качестве основателя Кумранской общины, отождествляет эту фигу-
ру с «учеником» (תלמיד) Антигона из Сохо (кона; III—первая чет-
верть II вв. до и. э.) Цадоком (Садоком;צדיק), упоминаемым в Авот
рабби Натана А, 5 и Б, 10 (II в. н. э.), а также в «Книге огней и сто-
рожевых башен» Якуба аль-Киркисани133. При этом американский * II133 Dawn..., рр. 141—ПО. Ср.: Schechter, Fragments..., pp. XVIII—XXIX; Haber־
mann, Megillot..., p. 191. Этот Цадок упоминается также в сочинениях Филастрия, Са-
адии Г аона, Саула Абу аль-Сари, Иуды Хадасси. Учителя праведности отозадествляют также со следующими иудейскими деятелями II в. до и. э.—I в. и. э.: Онией III, Иисусом, сыном Сираховым, законоведом и пропо-
ведником Иосе, сыном Иоэзера из Цереды, Матгафией и его сыном Иудой Маккаве- 90