История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
2. Основные научные концепции эволюции КУМРАНСКИХ МЕССИАНСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ К настоящему времени в кумранологии выкристаллизовались
два подхода и, соответственно, два направления в рассмотрении
мессианской концепции общины, которые условно можно было бы
назвать как «статический» и «эволюционный». Так, многие иссле-
дователи придерживаются той точки зрения, что основные доктри-
ны кумранского мессианизма (и прежде всего, центральное, по их
мнению, положение — дуализм Мессий (помазанников), жреческо-
го и светского), раз появившись, уже не претерпевали с течением
времени существенных изменений7. В то же время, ряд исспедовате-
лей (прежде всего, Ж. Старки8, Дж. Фитцмайер9, Р. Браун10, А. Ка-
ко11, Ф. Сгриккерт12, Дж. Брук13)14 справедливо, на наш взгляд, по¬ 7 См., например: М. Burrows, More Light on the Dead Sea Scrolls, N. Y., 1958,
pp. 297—311; W. S. LaSor, The Messiah of Aaron and Israel, VT 6 (1956), pp. 425—449;
K. G. Kuhn, The Two Messiahs of Aaron and Israel [in:] The Scrolls and the New Testament,
ed. by K Stendahl, N. Y. 1957, pp. 54—64, 256—259; idem, Die beiden Messias in den
Qumrantexten und die Messiasvorstellung in der rabbinischen Literatur, ZAW70 (1958),
SS. 200—208; Cross, Library..., pp. 219—221; J. Liver, The Doctrine of the Two Messiahs
in Sectarian Literature in the Time of the Second Commonwealth, HTR 52(1959), pp. 149—
185; A. S. van der Woude, Die messianischen Vorstellungen der Gemeinde von Qumran, As-
sen 1957, passim; К Schubert, Zwei Messiasse aus dem Regelbuch von Chirbet Qumran, Ju-
daica 11 (1955), SS. 216—235; R. B. Laurin, The Problem of the Two Messiahs in the Qum-
ran Scrolls, RQ 13 (1963), pp. 39—52; Milik, Discovery..., pp. 125—126 и др.; Carmignac,
Cothenet, Lignée, Textes..., pp. 174, 178, 198, 204 идр.; Vermès, Qumran in Perspective,
pp. 184—186; Sh. Talmon, Waiting for the Messiah: The Spiritual Universe of the Qumran
Covenanters [in:] Judaisms and Their Messiahs at the Turn of the Christian Era,
ed. by J. Neusner, W. S. Green, E. Frerichs, Cambridge 1987, pp. 111—137; idem, The Con-
cept of Mâsîah and Messianism in Early Judaism [in:] The Messiah: Developments in Earliest Ju-
daism and Christianity ed. by J.H. Charlesworth, Minneapolis 1992, pp. 79—115; J. C. Van-
der Kam, Jubilees and the Priestly Messiah of Qumran, RQ 49—52 (1988), pp. 353—365. 8 Quatre étapes..., pp. 481—505. 9 "Elect of God״..., pp. 348—372. 10 J. Starcky’s Theory of Qumran Messianic Development, CBQ 28 (1966), pp. 51—57. n Le messianisme qumrânien [dans:] Qumrân: sa piété, sa théologie et son milieu, éd. par M. Delcor, Paris 1978, pp. 231—247. 12 Damascus Document VII, 10—20 and Qumran Messianic Expectation, RQ 49 (1986),
pp. 327—349. 13 The Amos-Numbers Midrash (CD 7:13b—8:1a) and Messianic Expectation, ZAW 92
(1980), pp. 397—403; The Messiah of Aaron in the Damascus Document, RQ 57—58
(1991), pp. 215—230. 14 Cp.: Wacholder, Dawn..., passim; Dupont-Sommer, Écrits..., pp. 149, n. 3; 154, n. 2,
332f.; Schweitzer, Teacher..., pp. 53—97; A. Hultgârd, The Ideal "Levite", the Davidic Mes
siah and the Saviour Priest in the Testaments of the Twelve Patriarchs [in:] Ideal Figures in
Ancient Judaism, ed. by G. W. E. Nickelsburg and J. J. Collins, Chico 1980, pp. 93—110. 194