История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
I К настоящему времени в 11 пещерах, расположенных в мест·
ности Вади-Кумран, близ северо-западного побережья Мертвого
моря, обнаружены фрагменты около 900 свитков на еврейском (их
большинство), арамейском, греческом и набатейском языках, состав-
лявших библиотеку проживавшей неподалеку (в местности Хирбет-
Кумран) ессейской общины1. Ф. М. Кросс, разработавший приня-
тую ньгае большинством исследователей палеографическую клас-
сификацию рукописей Мертвого моря, выделяет в развитии кумран-
ского письма три основных периода: (1) архаический, или прехасмо-
нейский2 (ок. 250 г. до н. э.—ISO г. до н. э.)3; (2) хасмонейский
(ок. 150—30 гг. до н. э); (3) иродианский (ок. 30 г. до н. э.—70 г. 1 Фрагмент кумранского произведения Песни субботнего всесожжения (Mas Shir
Shabb) был обнаружен при раскопках крепости Масада, расположенной в южной час*
ти западного побережья Мертвого моря. См. также ниже, гл. II, 3,1. 2 Хасмонеи— династия иудейских первосвященников-правителей (царей) (152—
37 гг. до и. э.). Об отдельных представителях этой династии речь пойдет во II главе
данной книги. 3 Самой ранней из обнаруженных до настоящего времени рукописей Мертвого
моря является фрагмент книги Исхода 4QExr, палеографически датируемый
Ф. М. Кроссом 275—200 гг. до и. э. По мнению американского исследователя, скорее
всего, данный текст был написан в третьей четверти III в. до н. э. 14 ГЛАВА I Письменные источники по ИСТОРИИ ЕССЕЙСКО-КУМРАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Археология Хирбет-Кумрана