История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
2. Кумранская община ok. 159—88 гг. до н. э. § 1. Учитель праведности, священник Иуда
и Нечестивые священники в кумранских
Комментариях на библейские книги. Мессианско-эсхатологическая
хронология кумранитов Большое значение для реконструкции истории Кумранской
конгрегации, а также прояснения ряда аспектов идеологических,
представлений общинников (прежде всего, восстановления их мес-
сианско-эсхатологической хронологии) имеет идентификация лич-
ности, фигурирующей в Комментариях на книгу пророка Аввакума
(lQpHab) и Псалом 37 (4QpPs37; один раз, в отрывке 4:7—10) под
обозначением «Нечестивый священник» (90'(הכוהן הרשע . К настоя-
щему времени предложено более двадцати отождествлений этого
лица. Так, с данной фигурой пытаются идентифицировать иудейского
первосвященника ОнтоIII (пер.пол.90-хгт. Ив. до н.э.—175г. до
н.э.), первосвященников-эллинизаторов Ясона (174—171 гт. до н. э.),
Менелая (171—162 гт. до н. э.) и Алкима (162—159 гт. до н. э.), Макка-
веев Иуду (убит в 160 г. до и. э.), Ионафана (152—142 гт. до н. э.) и
Симона (142—134 гт.до н. э.), всех Хасмонеев (134—37 гт. до н. э.), ряд
(первосвященников I в. н. э. и даже Иисуса из Назарета (Б. Тиринг) и
апостола Павла (Дж. Л. Тейчер), которые, происходя соответственно
из кола! Иуды (ср. е. g. Евр. 7:14) и Вениамина (Римд. 11:1; Фил. 3:5), не
могли рассматриваться иудаистами даже в качестве простых свя-
щенников190 191. По общему мнению, «наименее неудовлетворитепь-
ными» являются отождествления Нечестивого священника кумран-
ских текстов с Ионафаном Маккавеем'92, его братом Симоном193 * 195 и 190 Данное наименование встречается также во фрагменте Комментария на Исайю
(С) (4QpIsc), 30, 3; контекст, однако, не сохранился. 191 Иудейские священники происходили из Колена Левия (по крайней мере, по
мужской линии) и считались потомками Аарона, брата Моисея. Согласно Евр. 6:19—20, 7:13—17, 26—27, 8:1—б, 9:11—14, 24—28/Иисус стал
«первосвященником по чину Мелхиседека» только по его уходе из плотского, матери-
ального мира. (См. также ниже, гл. III, б, § 2, III.) 192 См., например: МШк, Discovery..., рр. 84—87; Jeremias, Lehrer..., SS. 36—78; Stegemann, Entstehung..., SS. 202—209; Murphy ·О ,Connor, Essenes..., pp. 229—233; H. Burgmann, Gerichtsherr..., SS. 3—70; Vermès, Qumran..., pp. 150—151; M. A. Knibb,
The Qumran Community, Cambridge 1987, pp. 9—10, 235ff. 195 См., например: Cross, Library..., pp. 95—119; Vaux, Archaeology..., pp. 116f;
G. W. E. Nickelsburg, Simon — A Priest with a Reputation for Faithfulness, BASOR 223
(1976), pp. 67f. 113