История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
§ 3. «Избранник» Бога и «избранники Бога»
в рукописях Мертвого моря I Для адекватного понимания мессианско-эсхатологических
представлений кумранитов большое значение имеет разрешение
проблемы правильного прочтения обозначения בחירו, встречающе-
гося в текстах Комментариев на Псалом 37-й (4QpPs 37) 1:14 (?), 2:5,
3:5, 4:12, Аввакума (lQpHab)5:4, 9:12, Исайю (4QpIsd), fr. 1, 3 и
Михея (lQpMi), fr. 8—10, 7 (?),7י . Большинство исследователей ин-
терпретируют данное слово как орфографический вариант формы
мн. ч. — בחיחסו (bëbîrâw; «Его избранники») и полагают, что в
указанных текстах под этим обозначением подразумеваются члены
Кумранской общины171 172 (ср. е. g. lQpHab 10:13, 4QpPs37 4:14(?) и
IQS 8:6, 9:14, 11:16, 1QM 12:1, 5, 1QH2:13, 14:15, 4QF10r 1:19,
CD 4:3, 1Q37, 1, 3, 4QpIse, 6, 1, 4Q177, 27, 2, 4QpPs 37, 11, 2; ср. так-
же: 1QN0, 15, 2; 1 Ен. 62:8 и др.; Матф. 24:31, Мк. 13:27, Лк. 18:7). В
то же время, ряд исследователей видят в слове בחירו местоименный
суффикс 3 л. ед. ч. (bëhîrô; «Его Избранник») и отождествляют «Из-
бранника» Бога кумранских текстов с Учителем праведности173.
Присущее текстам свитков Мертвого моря scriptio plena, а также то
обстоятельство, что в Библии фраза «Его избранники» во всех слу¬ 171 См. также 4Q374, 2, 2:5. 172 См., например: IVoude, Vorstellungen..., pp. 156—158; Habermann, Megillot...,
pp. 45, 154—155; cp. p. 47; H. Stegemann, Der PeSer Psalm 37 aus Höhle 4 von Qumran,
RQ 14 (1963), SS. 156; 157, Anm. 124; 268; 269, Anm. 196; Jeremias, Lehrer..., S. 46;
J. Strugnelly Notes en marge du volume V des ”Discoveries in the Judaean Desert of Jordan",
RQ 26 (1970), pp. 217—218; Vermès, Scrolls... pp. 238, 240, 243, 249f. 173 См., например: Bardtke, Handschriftenfunde..., SS. 127, 129; G. Widengren, King
and Covenant, JSS 1 (1957), p. 28; R. Mayer, J. Reuss, Die Qumranfunde und die Bibel, Re-
gensburg 1959, S. 144; Driver, Scrolls..., p. 159 идр.; И.Д. Амусин, «Избранник бога» в
кумранских текстах, ВДИ 1 (1966), сс. 73—79; idem, Тексты..., сс. 152, 156; 174, пр. 76,
258, 260—262; Starchy, Étapes..., p. 501. Ср.: S. Segert, Zur Habakuk-Rolle aus dem
Funde vom Toten Meer, АО 6 (1953), S. 576; Betz, Donnersöhne..., S. 54; Carmignac,
Cothenet, Lignée, Textes..., pp. 100—101, n. 3; 120, n. 4; A. Jaubert, La notion d*Alliance
dans le judaïsme aux abords de l’ère chrétienne, Paris 1963, pp. 142; 163, n. 173; 247; Fitz-
myer, ”Elect of God”..., p. 366, η. 21. По мнению Ж. Карминьяка (1ibidem, рр. 100—101, п. 3) и О. Бетца (ibidem), под
обозначением «Его избранник» в lQpHab 9:12 подразумевается весь иудейский народ
А. Жобер полагает, что слово ТТГО служит здесь в качестве самообозначения Кумран
ской общины (ibidem). Ср. е. g.iHc. 43:2; 45:4. 252