История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
§ 4 . «Сын Божий» в рукописях Мертвого моря I Еще одним кумранским сочинением, в котором упоминается
«Избранник Бога» является т. н. Мессианский арамейский текст
(4QMess аг), созданный в форме гороскопа Мессии197. Во фрагмен-
тах первых трех сохранившихся строк данного произведения со-
держится описание физиологических особенностей новорожденно-
го «Избранника»־Мессии (вплоть до формы и расположения ма-
ленысих родимых пятен и цвета волос («рыжие»198 ; cp. 1 Сам. 16:12,
17:42, где сказано, что волосы юного Давида были рыжие). Далее в
тексте говорится, что «в юности он будет...[как чело]век, чуждый
знанию [до] времени, когда он познает три Книги (ex hypothesi кум-
райскую Тору, Тору Моисея и Книгу пророков (см. выше, гл. И, 1,
§ 2). — И. Т.). [Тог]да он приобретет мудрость и знание» и будет
получать видения (6—1:4 ;חזון). «...И в старости с ним будет совет и
благоразумие; [он] познает секреты человека, и его мудрость сни-
зойдет на все народы; он будет знать тайны всех живущих
(רזי כול חייא). [В]се их злоумышления против него обратятся в нич-
то; а противодействие всех живущих будет велико. [Но] его
[за]мыслы [осуществятся], потому что он Избранник Бога
(בחיר אלהא), порождение Его (מולדה) и Дух Его Дыхания
(רוח נשמוהי)... его [за]мыслы—для вечности (1:7—И)...»199 Итак,
согласно данному произведению, «Избранник Бога» рассматривал-
ся кумранитами в качестве духовного Сына Всевышнего. (Ср.
4QMess аг 1:7, где упоминаются его земной отец (אבוהי) и его предки
(א[ב]התוהי).) С кем же отождествлялась сектантами эта фигура?
Нам представляется, что возможны следующие два ответа на дан-
ный вопрос. (1) Мессианский арамейский текст (QMess аг) перво-
начально (вероятно, еще при жизни Учителя) создавался как горос-
коп будущего светского Мессии (cp. lQSa 2:11—12, 4QF10r 1:11 (о
кумранской концепции Мессии-Царя (Князя) как духовного Сына 197 См. е. g.: Starcky, Étapes..., pp. 502—504; Vermès, Scrolls..., pp. 268—270. 198 См. е. g.: J. Carmignac, Les horoscopes de Qumrân, RQ 18 (1965), pp. 210f., 216f.;
Vermès, Scrolls..., p. 270; Garcia Martinez> Apocalyptic..., pp. 4—6. Ср., однако: Fitzmyer,
״Elect of God״..., pp. 357, 359, 360f. 199 В данном пассаже, как кажется, можно усмотреть зачатки тринитаристской
концепции: Бог-Отец — Избранник-Мессия (Сын Божий—Сын человеческий) — Свя-
той Дух Божий (тождественный с Избранником-Мессией (!)). 261