История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ГЛАВА II История Кумранской общины.
Учитель праведности 1. Кумранская община ок. 197/196—ок. 159 гг. до н. э. § 1. Основатель Кумранской общины
и Учитель праведности.
Пророческая благодать Учителя I Большинство исследователей истории Кумранской общины
исходят в своих реконструкциях из априорной посылки, согласно
которой как фарисейское, так и ессейское движения (и, в частности,
Кумранская конгрегация) зародились в лоне антиэллинизаторской
общественно-религиозной организации хасидеев (חסידים («благо-
честивые»); греч. Άσιδαίοι) в 70-х—40-х гг. II в. до н. э1. Это мнение, 1 См., например: Cross, Library..., pp. 53—54, η. 33; 95—101; 107, η. 66; 116f., 146—
150, 170—173; Jeremias, Lehrer..., SS. 66—75, 160ff.; Я. Stegemann, Die Entstehung der
Qumrangemeinde, Bonn 1971, SS. 338—352; M. Burrows, The Dead Sea Scrolls, N.Y.
1955, pp. 274—275; E. Schürer, The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ
(175 В. C.— A. D. 135): A New English Version Revised and Edited by G. Vermès,
F. Millar, M. Black, Edinburgh, vol. II, 1979, pp. 400—403, 412—414, 585—590; /. Star-
cky, Les quatre étapes du messianisme à Qumrân, RB 70 (1963), p. 482; Vermès, Scrolls...,
pp. 62—63; Callaway, History..., pp. 48—60. По мнению Ж. Старки, «партия» хасидеев конституировалась в 174 г. до н. э. вслед-
ствие сильного шока, вызванного в иудейском обществе переименованием селевкидс-
ким царем Антиохом IV Епифаном Иерусалима в Антиохию (ibidem). 43