История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
6. Кумранский мессианизм и эсхатология В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПО СМЕРТИ УЧИТЕЛЯ ПРАВЕДНОСТИ
(1СА. 137/136 ГГ. ДО Н. Э.—ПЕР. ПОЛ. I в. ДО н. э.) § 1. Ожидание кумранитами
второго пришествия Учителя праведности. Ессейско-кумранское учение О БЕССМЕРТИИ ДУШИ И ВОСКРЕСЕНИИ ТЕЛ По смерти Учителя, когда стало очевидно, что ему не удалось
осуществить большинства функций жреческого Мессии, Конец
дней так и не наступил, а напряженно ожидаемый светский Мессия
не пришел, кумраниты были вынуждены внести коренные измене-
ния в свои мессианско-эсхатологические доктрины. Прежде всего,
выдвигается идея о втором пришествии Учителя праведности в
Конце дней, который наступит через 490 лет по предании Иудеи в
руку Навуходоносора II, т. е. около 97/96 гг. до н. э. (см. также вы-
ше, гл. II, 2, § 1). Вера в воскресение Учителя при наступлении Эс-
хатона, как кажется, эксплицитно выражена в тексте Дамасского
документа (создан ex hypothesi между са. 137/136 и са. 97/96 гг. до
н. э. (скорее всего, в 134—132 гг. до н. э.); см. выше, гл. И, 2, § 2, III)
6:3—11, где говорится следующее: «И копали они колодец,
"колодец, который копали князья (שרים), вырыли жезлом (במחקק)
благородные из народа" (Умел. 21:18). "Колодец" — это Учение
(התורה), а те, кто его копали — это раскаявшиеся из Израиля (или:
"возвратившиеся в Израиль"117 ; שבי ישראל — И. Т.), которые ушли
из страны Иуды и проживали (на чужбине) в стране Дамаска. Всех
их назвал Господь "князьями" (שרים), ибо они искали Его, и не ос-
порена никем их слава. А "Законодатель" (המחוקק) — это Разъяс-
няющий Учение (דורש התודה; sc. Учитель праведности — жреческий
Мессия (см. CD 7:16, 4QPB 1:5, 4QFlor 1:11, 4QTest, 17—18(!); см.
также выше, гл. И, 1, § 1, VI и § 4, III; гл. III, 4, III). — И. Г.), о ко-
тором сказал Исайя: "И (Он) производит Орудие (כלי) для деяний
Своих" (Ис. 54:16). А "благородные из народа" — это те, кто при-
шли копать колодец жезлами, относительно которых предначертал
Законодатель (зд. игра слов:במחוקקות אשר חקק המחוקק — и. т.) ру-
ководствоваться ими во весь период нечестия (קץ הרשיה; 117 Относительно данного перевода фразы שבי ישראל см.: S. Iwry, Was There a Mi■
gration to Damascus? The Problem of שבי ישראל, EI 9(1969), pp. 80—88. 231