История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
§ 2 . Гибель Учителя праведности.
«Гробница Цадока» I Судя по текстам Дамасского документа (CD) 19:35—20:1 и
20:14—15, Учитель праведности «приобщился» (326האסף) к праот-
цам за са. 40 лет до наступления Конца дней (са. 97/96 гг. до н. э.),
т. е. около 137/136 гг. до н. э., будучи, по-видимому, в преклонном
возрасте (cp. 1QH 9:34 (Гимн № 14): «...и до старости (букв, "до се-
дины". — И. Т.) Ты опекаешь меня...»; ср. также: 4QpPs37 3:17—19).
Кумранский מורה («Учитель»), очевидно, окончил свои дни в Иеру-
салиме, где, судя по CD 6:4—5327, 11—14, 11:21—22 и 12:1—2, об-
щинники проживали какое-то время по возвращении из Сирии. В
связи с данным предположением обращает также на себя внимание
текст Медного свитка (3Q15) 11:2—7, где упоминается «гробница
Цадока» (sc. Учителя праведности (?!)328), расположенная поблизо-
сти от Храма329. Текст Дамасского документа (CD) 19:6—11 позво-
ляет предположить, что смерть Учителя была насильственной.
Здесь о מורה и его пастве говорится следующее: «"О меч, поднимись
(букв.: "пробудись". — И. Т.) на пастыря моего (= Разъясняющий
Учение — Учитель праведности (см. CD 7:18—19, 19:4—5 (ср. 6:4—
И)330. — И. Т.), на друга моего, говорит Бог; порази пастыря и
1рассеются овцы, и Я обращу руку Мою на малых" (Зах. 13:7). Бед-
ные (или: "смиренные". — И. Т.) из стада (овец) — это те, кто ожи-
дают его (השומרים אותר (ср. Зах. 11:11); sc. ожидающие второго при-
шествия Учителя праведности (см. CD 6:10—11, 20:32—34 (см. так-
же ниже, гл. III, 6, § I)331 ), очевидно, отождествляемого авто- 326 Данный глагол употребляется для эвфемистического выражения как мирной,
так и насильственной (ср. Ис. 47:1, Ос. 4:3) смерти. 327 Об истолковании данного пассажа см. в: S. Iwry. Was There a Migration to Da-
mascus? The Problem of שבי ישראל. — EI 9 (1969), pp. 80—89. 328 По поводу данного отождествления см.: Wacholder, Dawn..., р. 99f. 329 Б. Ц. Вахольдер полагает, что упоминаемая в 3Q15 11:2—7 гробница— это
«фиктивный (курсив мой. — И. Т.) мемориал основателю Кумранской общины»
(которого он отождествляет с Учителем праведности). (Dawn..., р. 100.). 330 См. также: Rabin, Documents..., р. 31 ; Schweitzer, Teacher..., p. 85. 331 В масоретском тексте Зах. 11:11 говорится: «...и тогда узнают бедные из стада
(овец), ожидающие Меня (אתי; выделено мной. — И. 7*.)...» Замена масоретского אתי
(«Меня») на אותו («его») в CD 19:9 представляется умышленной: автор хочет указать 152