История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
§ 5. «Киттии» в рукописях Мертвого моря177 Пребывая в «стране Дамаска» (= «пустыня народов» 1QM 1:3:
ср. Иез. 20:35), кумранигы разрабатывали план освобождения Иудеи
от «кттиев Ассирии» (כתיי אשור), нашедший свое отражение в т. н.
Свитке (или Уставе) войны (QM). Как было отмечено выше (гл. I,
I), абсолютное большинство исследователей отождествляют «кит-
тиев» кумранских рукописей с римлянами периода поздней Респуб-
лики и/или ранней Империи. Ряд авторов (в т. ч. X. X. Раули и
Е. Штауффер) идентифицируют их с солдатами селевкидской ар-
мии II—I вв. до н. э. Прежде чем высказать нашу точку зрения по
данной проблеме, кратко остановимся на вопросе о том, кто под
разумевался под обозначением «киттии» во внекумранских текстах. Наименование «киттии» (כתיים) произошло от названия
главного города о. Кипр Китион (см. е. g.: Иосиф, Древности, I, 128).
совр. Ларнака. В еврейской Библии это обозначение применяется т
отношению к жителям средиземноморских островов (прежде всего
Кипра) и побережий (см.: Быт. 10:4—5 и 1 Хр. 1:7; Числ. 24:24; Ис. 23:1,
12; Игр. 2:10; Иез. 27:6; см. также: Юб. 37:10; Евстафий, Коммента
рии на «Илиаду» Гомера, I, 349). В письмах из Арада (не позднее
нач. VI в. до н. э.) под обозначением «киттии», по-вцдимому, подразу
меваются греческие наемники178. В 1 Макк. 1:1, 8:5, Юб. 24:28—29 и
«Древностях» Иосифа, XI, 326 это наименование используется для
обозначения македонян. В александрийской еврейской литературе
под «киттиями» подразумевались проживавшие в птолемеевском
Египте греки. В Дан. 11:30 римский военный флот обозначен как
«корабли киттиев». В древних переводах Библии термин «киттии»
в ряде случаев интерпретируется как «римляне» или «Италия»
(см.: Числ. 24:24 (Вульг., Торг. Онк.), Иез. 27:6 (Вульг.), 1 Хр. 1:7
(Торг.), Дан. 11:30 (Септ., Вульг.); ср. Мидраш Берешит Рабба 37:1).
В поздней еврейской традиции термин «киттии» служил для обо-
значения полчищ врагов, приходящих преимущественно с Запада
(ср. первоначальное значаще русского слова «немцы»). Таким обра-
зом, в различные исторические периоды и в разных текстах поддан-
ным наименованием подразумевались разные народы. 177 Тексты данного и следующего параграфов основываются, в основном, на мате-
риалах нашего доклада «Учитель праведности и Нечестивые священники в кумранс-
ких библейских Комментариях», прочитанного в декабре 1988 г. в Институте восгоко-
веения (Москва) на конференции «Страны северо-западной Африки и красноморского
региона в древности и раннем средневековье». (См. НАЛ 3 (1989), с. 169.) 178 См.: D. Pardee у Handbook of Ancient Hebrew Letters, Chico 1982, pp. 29, 31. (Ha
этот факт нам любезно указал И. Ш. Шифман.) 106