История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
тым Духом «чудесные тайны» (в частности, «все тайны» Своих
слов, записанных в книгах пророков), Знание и т. п. (см. е. g.
lQpHab 2:2—3, 7:3—5, QH, passim), благодаря чему он имел воз-
можность «просвещать» своих адептов (QH, passim, CD 1:8—12; см.
также выше, гл. II, 1, § 1, III). В тексте Дамасского документа
(CD) 7:18—20 Учитель (= «Разъясняющий Учение»; см. CD 6:7,
7:16—20, 4QF10r 1:11, 4QPB 1:5) назван «звездой» (הכוכב). Здесь же
по отношению к нему применено знаменитое мессианское пророче-
ство Валаама, сына Веорова: «Прошествовала (или: "(про)шест-
вует". — И. Т.) звезда от Иакова...» (Числ. 24:17; cp. 4QTest, 9—13,
Зав. Летя 18:3; 1QM11:6, Зав. Иуды 24:1; ср. также Матф. 2:2,
Отк. 22:16, Иерусалимский Талмуд (в дальнейшем — И. Т.), Таанит,
IV, 2, 67d, Евсевий, Церковная история, IV, 6; подробнее об этом
см. ниже, гл. III, 6, § 2, I). Согласно тексту lQpHab (Комментарий
на Аввакума) 5:4, кумраниты верили, что «Бог отдаст Суд над все-
ми народами в руку Своего Избранника (т. е. Учителя праведное-
ти; см. ниже, гл. III, 6, § 3. — И. Т.)». Наконец, в связи с обозначе-
нием Нового Священника и его паствы как сынов Господа (Зав. Ле-
вия 18:6, 8), обращают на себя внимание следующие слова Учителя
(1QH 9:35—36 (Гимн № 14)): «...мой отец не знал меня и моя мать
оставила меня на Тебя; ибо Ты — Отец (אב) всея [сынам] Твоей Ис-
тины...» (См. также 1QH 9:30—34.) Новый Священник (exhypothesi Учитель праведности), есте-
ственно, не осуществил праведного Суда, не установил Царствия
Божьего на земле, не открыл врата Рая и не реализовал ряд других
функций, которые, согласно тексту гимна, зафиксированного в
Зав. Левия 18:2—14, он должен был осуществить. С другой стороны,
в этом поэтическом фрагменте Завещания нет намека на смерть Свя-
щенника и ожидание его эсхатологической Парусин. Следователь-
но, можно допустить, что данный мессианский гимн был создан
при жизни Нового Священника, который, как по-вцдимому пред-
полагалось, будет здравствовать вплоть до Конца дней. В пользу
этого, думается, говорит и текст Зав. Левия 18:8: «И никто не унас-
ледует (ούκ έσται διαδοχή) ему (sc. Новому Священнику. — И. Т.)...
вовеки». § 2.Учитель праведности И «ЗАПЕЧАТАННАЯ КНИГА Т0РЫ» Как было отмечено выше, почти все лица, упоминаемые в
рукописях Мертвого моря, фигурируют под условными обозначе-
ниями. В случае же с Учителем праведности мы, как кажется, стал¬ 74