История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
4. Кумранский мессианский дуализм
В СА. 177/176—04. 137/136 ГГ. ДОН. Э. I Как мы попытались показать выше, Учитель праведности
претендовал на роль пророка, подобного Моисею, и был признан
таковым своими адептами. Под Водительством нового Законодате-
ля (המחוקק), «открывшего» «синайскую Тору», отличную от Моисе-
евой, кумраниты заключают с Богом «в стране Дамаска» (= «пусты-
ня народов» (1QM 1:3 — Иез. 20:35), «пустыня» (1QM 1:2)) Новый
Завет (הברית החדשה; CD 6:19, 8:21, 19:33—34, 20:12, lQpHab2:3,
cp. lQSb3:26, 5:21, lQ34bis2:6; cp. также Зав. Левия 8:14, 18:2).
Идея о заключении «в конечные дни» Нового Завета взамен пре-
жнего (Синайского), нарушенного евреями, содержится в тексте
Иер. 31:30—32 («...и Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды
Новый Завет...»), который, по-видимому, оказал на кумранскую
идеологию непосредственное влияние. (Ср. Евр. 8:7—13). Что каса-
ется пребывания сектантов-«изгнанников» (1QM 1:2—3) в «пусты-
не народов», то оно, очевидно, сопоставлялось со странствованием
евреев под водительством Моисея по Синайской пустыне. Сказанное, как кажется, объясняет, почему в рукописях, со-
зданных после 177/176 гг. до и. э. (т. е. после того, как Учитель воз-
главил общину), отсутствуют упоминая о грядущем появлении
пророка, подобного Моисею, — этот пророк уже пришел в мир. В
определенной мере можно говорить о том, что в лице кумранского
Учителя праведности мы встречаемся с последним великим Израиль-
ским пророком ex Revelatione «осевого времени» (по К. Ясперсу36 :
са. 800—са. 200 гг. до и. э.), который, в отличие от своих «канони-
ческих» предшественников, не только осознал коренной конфликт
между трансцендентными и мирскими порядками37 и декларировал
его, но и попытался самостоятельно практически преодолеть его. 36 См., например: Истоки истории и ее цель [в:] Смысл и назначение истории,
пер. М. И. Левиной, Москва 1991, с. 32. 37 Как справедливо, на наш взгляд, полагает Ш. Н. Айзениггадг, серия революций
«осевой эпохи связана с возникновением, концептуализацией и институционализаци
ей понятий о коренном конфликте между порядком трансцендентным и порядками οι
мира сего». (Осевая эпоха: возникновение трансцендентных видений и подъем духов■
ных сословий [в:] Ориентация— поиск. Восток в теориях и гипотезах. Москва 1992,
с. 42). В Израиле и Иудее представления об этом конфликте возникают, прежде всего,
благодаря «трансцендентным видениям» пророков (1ibidem, сс. 42—62). 204