История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
3. Дуальная концепция Мессий в Кумране
В СА. 197/196—СА. 177/176 ГТ. ДО Н. Э. Самым ранним из дошед ших до нас кумранских текстов, содер-
жащим мессианский пассаж, является Устав общины (QS), exhypothesi
созданный основателем конгрегации, Вразумляющим-Мужем, в пери-
од между са. 197/196 и са. 177/176 гг. до н. э. В 1QS 9:9—11 говорится,
что правоверные не должны отступать ни от одного из предписаний
Моисеевой Торы вплоть <<до приход а пророка и Мессий Аарона и Из-
раиля»(עד בוא נביא ומשיחי אהרון וישראל). Как уже отмечалось выше,
под «пророком»-предгечей в еврейской литературе эпохи эллиниз-
ма и римского владычества в Иудее подразумевается пророк, подоб-
ный Моисею, о появлении которого предвещается во Втор. 18:15—19.
(Ср., например: 1 Макк. 4:46, 14:41; Филон, Об особых законах, I,
64—65; Ин. 1:21, Деян. 3:20—24(!) ит.д.) То, что кумраниты рас-
сматривали в качестве эсхатологического пророка именно эту фи-
гуру подтверждает текст 4QTest, 5—8, где по отношению к предге-
че употреблен пассаж Втор. 18:18—19. Что касается упоминаемого
в 1QS 9:11 «Мессии Аарона» (sc. священник Аарон, брат Моисея),
то это жреческий Мессия. Исходя из того, что священники-садо-
киды занимали в общине доминирующее положение (см. е. g.
1QS 5:2, 9), можно предположить, что кумраниты ожидали, что и
эсхатологический Первосвященник будет потомком Садока
(ср. Иез., 40—48). «Мессия Израиля» — это светский Мессия. Фун-
кции пророка-предтечи и Мессий в QS никак не определены. По-видимому, приблизительно в одно время с Уставом общи-
ны (QS) Вразумляющим (или при его участии) создается т. н. Устав
благословений (ср. lQSb 1:1, 3:22, 5:20). Зафиксированные в lQSb
благословения правоверных общинников (кол. 1), эсхатологическо-
го пророка (?) (кол. 2 (ср. 2:24); во второй колонке текста сохрани-
лось лишь несколько отдельных фраз), жреческого Мессии-Перво-
священника и «сынов СаДока, священников» (3:1—5:19), а также
«Князя общины» (5:20—29) предназначались для рецитации Вра-
зумляющим в Мессианскую эпоху. (В действительности же, как
справедливо, на наш взгляд, полагает Г. Вермеш29, «они использо-
вались в некоей литургии, предвосхищавшей и символизировавшей
наступление Мессианской эры».) Жреческий Мессия изображен
здесь в качестве Первосвященника (садокида; ср. lQSb 3:22) иеру-
салимского Храма («Храма царства»; lQSb 4:25—26), приносящего
кровавые (NB!) жертвоприношения (lQSb 3:1—2, 4:24—28). Он упо- * 200» Scrolls..., р. 206. 200