История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
§ 5. Мелхиседек в рукописях Мертвого моря I О Мелхиседеке (букв, «мой царь — праведность», «царь пра-
Бедности», «праведный царь») идет речь в кумранских текстах Мид-
раш Мелхиседека (llQMelch), Песни субботнего всесожжения
(4Q401 (4QShir Shabbb)) и Завещание Амрама (4Q‘Amramb (?)).
Прежде чем перейти к рассмотрению соответствующих фрагментов
из данных произведений, хотелось бы кратко остановиться на тех
сведениях о Мелхиседеке, которые содержатся в Библии, еврейских
сочинениях эпохи эллинизма и римского господства в Иудее и ран-
нехристианской литературе. В Быт. 14:18—20 рассказывается о том,
как Аврам (Авраам), участвовавший в разгроме коалиции царей,
возглавлявшейся Кедорлаомером, «царем Еламским», был встречен
Мелхиседеком, царем Салима (Иерусалима) и священником Бога
Всевышнего (т. е. личностью, объединявшей функции светского и
жреческого помазанников), который вынес ему хлеб и вино и бла-
гословил его и Бога Всевышнего; Аврам же, в свою очередь, отдал
Мелхиседеку «десятую часть из всего» (sc. из трофеев). (Cp. IQGen
Арос 22:14—17; Иосиф, Древности, I, 180—181.) Иосиф Флавий в
«Иудейской войне» (VI, 438) замечает, что Мелхиседек был «пра-
ведным царем» (βασιλεύς δίκαιος), и «в силу этого он первый стал
священником Бога, первый построил святилище, назвал город,
прежде именовавшийся Салимом, Иерусалимом». В интронизаци-
онном оракуле, вероятно, сочиненном для Давида пророком Ната-
ном211 и зафиксированном в Пс. 110, имя царя Салима упоминается
в следующем контексте: «Поклялся Господь и не раскается, ты (т. е.
Давид (!) — И. Т.) священник вовек по чину Мелхиседека» (стих 4). В 23-й главе Уваровского списка славянского Еноха212 (крат-
кая редакция т. н. 2 (Славянского) Еноха (Секреты Еноха), являю-
щаяся, по-видимому, переводом недошедшего до нас средневеково- 211 См., например: А. ВепХгеп> Zur Geschichte der Çadokiden, ZAW 10 (51) (1933),
H. 2, SS. 173—176; /. W. Bowker, Psalm CX, VT 17 (1967), pp! 31—41. Cp.: Eissfeldt, Ein-
leitung..., SS. 138—139, 279, 993. Рад исследователей полагают, что Пс. 110 был напи-
сан для Хасмонея Симона. См., например: Charles, Pseudepigrapha..., vol. II, р. 61. 2,2 См.: М. И. Соколов, Славянская книга Еноха Праведного: Тексты, латинский
перевод и исследования. Москва, 1910 (в частности, сс. 127—130); A. Vaillant, Le livre
de secrets d’Hénoch: Texte slave et traduction française, Paris 1952, pp. 74—84 (Ува-
ровский список). См. также: La Bible. Écrits intertestamentaires. Livre des secrets d’Hé-
noch. Par A. Vaillant et M. Philonenko, Paris 1987, pp. 1218—1223. 267