История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
7. Мессианские ожидания кумранитов
во второй половине I в. до н. э—I в. н. э. Нам представляется, что ни один из сохранившихся кумран-
ских текстов, содержащих мессианские пассажи, не был создан по-
зднее первой половины I в. до и. э. Судя же по тому, что основные
кумранско-ессейские произведения тщательно хранились и перепи-
сывались вплоть до разрушения кумранского поселения римляна-
ми, можно, как кажется, предположить, что сектанты продолжали
придерживаться зафиксированных в них мессианско-эсхатологи-
ческих представлений, по крайней мере, их центральных положе-
ний. (Ср .:Иосиф, Война, II, 136; Филон, О созидательной жизни,
29 (!).) Судя по сочинению Филона «О созерцательной жизни», в
начале I в. н. э. все ессеи (включая египетских терапевтов) ожидали
скорое наступление Конца дней (13, ср. 21). Согласно «Иудейской
войне», II, 145, 152, личность Учителя праведности, по-видимому,
пользовалась величайшим почтением у ессеев и в I в. н. э.; в частно-
сти, Иосиф говорит, что «после Бога они больше всего почитают
имя Законодателя (νομοθέτης; т. е., очевидно, Учителя, одним из
обозначений которого было מחוקק ("Законодатель")24*. — И. Т.), и
если кто-нибудь станет возводить на него хулу, то он карается
смертью» (II, 145; ср.: Ипполит, Опровержение всех ересей, IX, 25, 1
и CD 9:1, 10:1, 12:4; ср. также: Филон, Апология, (1)). Судя по уже
упоминавшемуся тексту «Древностей» Иосифа Флавия, XVIII, 18,
ессеи ожидали прихода «Праведника» (ό δίκαιος), т. е., по-види-
мому, парусию Мессии (Учителя праведности248 249). Не исключена 248 Так полагают ряд исследователей, начиная с М. Деяькора. См., например:
М. Dekorי Contribution à l’étude de la législation des sectaires de Damas et de Qumran,
RB 61 (1954), pp. 550—553; Мещерский, Проблемы..., cc. 212—213. Как замечает С. Либерман, «раввинистический иудаизм не придавал святости
имени Моисея» (Discipline..., р. 205Г.). 249 С другой стороны, если верно высказанное выше (гл. II, 1, § 4, II) предположе-
ние относительно того, что в «Древностях», XVIII, 18—22 Иосиф описывает ессеев не
«цадокидского» (кумранского), а «боэтусейского» толка, то тогда упоминаемый здесь
«Праведник», естественно, не тождественен с божественным Учителем праведности
(ср. пр. 96 гл. III). В этой связи упомянем следующее замечание Филастрия об ессеях
(вероятно, «боэтусейского» толка) в «Книге о различных ересях», 9: «Ессены — те, кто
ведут монашескую жизнь, не едят изысканных кушаний, не проявляют интереса к
одеждам, не владеют ничем (пес poeeidentee «liquid). Они усиленно занимаются чтени-
ем и благородным трудом и проживают в местах обособленных. Христа (зд., вероятно,
имеется в виду Помазанник (Мессия). — Я. Т.) как Господа, Сына Бога, они не ожи-
дают и не признают, что он уже возвещай как Бог в Законе и Пророках, но ждут его, 279