История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
§ 3. Гражданская война в Иудее в 94/93—8 8 гг. до н. э. Исторический фон кумранского Комментария
НА КНИГУ ПРОРОКА НАУМА (4QpNAH) Отдельные события упоминавшегося выше народного вое-
стания против царя-первосвященника Александра Янная и граж-
данской войны 94/93—88 гг. до н. э. в Иудее получили свое отраже-
ние в Комментарии на книгу Наума372 (4QpNah). Этот Коммента-
рий является единственным из дошедших до нас кумранских произ-
ведений, в котором помимо уловных обозначений отдельных лиц и
группировок встречаются в более или менее связном контексте373
также два подлинных имени исторических деятелей эпохи эллиниз-
ма— «царей Йавана» (т. е. Селевкидов) Антиоха (4QpNah 1:3; по
видимому, здесь имеется в виду Антиох III Великий374) и Деметрия.
О последнем в 4QpNah 1:2 говорится, что «он вознамерился вступить в
Иерусалим по совету толкователей скользкого (בעצת דורשי החלקות)».
Большинство исследователей усматривают в данном отрывке на-
мек на призвание в 88 г. до н. э. фарисеями (דורשי החלקות), возглав-
лявшими с 94/93 по 88 гг. до н. э. инсуррекцию против иудейского
царя Александра, на помощь сирийского царя Деметрия III Евкера 372 Книга пророка Наума Етсосеянина была создана в период между 663/662 и 612
(или 609) гг. до и. э. См., например: Я. М. Дьяконов, История Мидии от древнейших
времен до конца IV в. до и. э., М.—Л. 1956, сс. !5, 297, 303; Eissfeldt, Einleitung...,
SS. 559—561 ; Амусин, Тексты..., сс. 203f. 373 Во фрагментах 4QMishm встречаются (вне контекста) имена Си[мон] (sc. Симон
Маккавей (?); С», fr. 3,2), Иоханан (sc. Иоханан (Иоанн) Гиркан I; Се, fr. 2,4—5), Сало-
мея (sc. Александра Саломея, жена Янная; Са, fr. 2, 4, Се, fr. 1, 5), Гиркан (sc. Гиркан II;
Са, fr. 2, 6), Ар[истобул] (sc. Аристобул 11(f); Cb, fr. 3,6), Эмилий (sc. Эмилий Скавр —
римский наместник в Сирии в 62 г. до н. э.; Cd, fr. 2,4). Что касается т. н. «Молитвы за царя Ионафана (sc. Александра Янная)» (4Q448),
то она, скорее всего, была создана не кумранитами. См. прим. 301 к гл. II. 374 См. также: Н. Я. Rowley, 4QpNahum and the Teacher of Righteousness, JBL 75
(1956), pp. 188—193; Sh. A. Loewenstamm, The Commentary on Nahum: War with the
Pharisees, Haarez (Tarbut wesifrut), 3.VIII.1956, p. 1 (иврит). Большинство исследователей отождествляют упоминаемого в 4QpNah 1:3 «Ан-
тиоха» с Антиохом IV Епифаном. (См., например: Allegro, Further Light..., pp. 89—93;
Dupont-Sommer, Écrits..., p. 280f., η. 3; Амусин, Тексты..., с. 219, прим. 10.) Ф. Кросс до·
пускает возможность отождествления данной фигуры с Антиохом VII Сцдетом. (Lib-
гагу..., р. 92.) По мнению же И. Леви, речь в этом пассаже идет об Антиохе, брате си-
рийского царя Деметрия III Евкера. (См.: Demetrius and Antiochus in the Commentary
on Nahum, Ma££a* 35 (1956), p. 2 (иврит).) 168