История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
нами Царя (т. е. сынами Бога — ангелами. — И. Т.). Ни [червонное
зо]лото, ни чистое золото Офира [не сравнимы с Modi мудростью]"146 147 148.
В свете данного текста логично предположить, что, по мнению
членов Кумранской общины, Учитель праведности по своем «при-
общении» (CD 19:35—20:1, 20:13—14) к небожителям занял одно из
первых мест (если не первое) в небесной иерархии. В этой связи ка-
жегся возможным допустить, что именно Учитель (точнее, его
«дух», восхищенный на небеса) подразумевается в тексте 4Q416, 418
(Дети Спасения ич тайна бытия), fr. 9, 1 под «Единственным»
(147 6) יחיל); cp. CD 20:1, 14, 32 (!)), «Праведником» (5), «Праведным
властителем» (13), «дух (רוח) которого не уничтожается (לא תבלע;
или: "не будет уничтожен"; букв, "не поглощается", "не будет по-
глощен". — И. Т.), ибо в тиши (небес; ср. е. g. 4Q405 19ABCD, 7;
20 ii 21—22, 7—8; ср. также Отк. 8:1, 2 Кор. 12:4, 4 Ездр., 7, Торг, на
1 Цар. 19:11—12. — И. Т.)... он Князь (שר) среди (небожителей. —
И. Т.) (3—5)...» (Ср. тексты 3 (Еврейского) Ен.ш, гл. 7 и 15, соглас-
но которым Енох, окончив свои дни на земле, был восхищен на не-
беса к Трону Шехины, получил имя «Метатрон» (מ(י)טטרק;
«(стоящий) подле Трона (Бога)» или «(занимающий трон) рядом с
Троном (Бога)» (греч.)) и стал Князем ангелов Божественного При-
сутствия (שר הפנים; букв. «Князь Лика (Божьего)».) § 2. Учитель праведности
и «Мессия (от) Аарона и (от) Израиля» I В Дамасском документе (CD) 12:23—13:1, 14:9, 19:10—И,
20:1 и 4QDb, fr. 18, 3:12 говорится о появлении в Конце дней «Мес-
сии (от) Аарона и (от) Израиля», т. е. Мессии, совмещающего фун-
кции жреческого и светского Помазанников. (Его появление опи-
сывается в данном документе следующими двумя формулами:
(1)"4) משיח(«)אהרוץ מכסישראלQDb, fr. 18,3:12 ;״.. .עד עמוד(מעמוד ,4* Ср.: Дан. 7:13—14(!). 147 В слове יחיד второй «йод» надписан над строкой. 148 Под 3 Енохом понимают собранные Г. Одебергом мистические каббалисти-
ческие тексты, в которых говорится о Енохе. (См.: Я. Odeberg, 3Enoch or the Hebrew
Book of Enoch, Prolegomenon by J. C. Greenfield, New York 1973 (первое изд.: Cam-
bridge 1928).) Г. Одеберг возводит эти тексты к ядру славянского Еноха и датирует их
III в. н. э. 241