История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Заключение В конце XVIII века кенигсбергский затворник Иммануил
Кант призвал человечество обустроить мирскую жизнь в со ответ-
ствии с высшими безусловными принципами, нравственными дол-
женствованиями интеллигибельного мира... Приблизительно за две
тысячи лет до этого Кумранская община откликнулась на призыв
еврейских пророков «осевой эпохи» к устранению отличий между
порядками трансцендентными и мирскими и попыталась реализо-
вать его на практике. Ожидание прихода идеального Правителя,
который переустроит мир на принципах высшей справедливости,
сменяется кропотливым трудом группы «ищущих праведности»
отшельников, возглавляемых уже пришедшим «Мессией», по созда-
нию общины, которая должна явить человечеству образец истин-
ного благочестия и социальной гармонии, указать пути обновле-
ния всего мирового сообщества. Человечество стоит на пороге Эсхатона, история заканчива-
ется. В эпоху «конечных дней» уже нельзя удовлетвориться «старыми»
Законом, Пророками и Писаниями; и вот появляются новая Тора
(Храмовый свиток1 ), новые Пророки (е. g. Енох, Завещания 12 пат-
риархов2, Псевдо-Иеремия, Псевдо(Второ)-Иезекиил, Псевдо-Дани-
ил3 и т. д.) и новые Писания (е. g. Псалмы Иисуса Навина и другие
апокрифические Псалмы, ряд поучительных и «исторических» со-
чинений, Благодарственные гимны и т. д.)4, т. е., по сути, новая Библия.
Нельзя также войти в новый мир (в котором небеса и земля будут
едины5), не заключив Новый Завет с Богом. 1 По мнению Б. Ц. Вахольдера, книга Юбилеев рассматривалась кумранитами как
часть их Торы (наряду с Храмовым свитком). 2 Не исключена, впрочем, возможность, что Енох, Завещания 12 патриархов, Ка-
афа (Кехата), Амрама и т. д. относились кумранитами не к Пророкам, а к Писаниям. 3 Ортодоксальный иудаизм относит книгу Даниила к разделу Писаний. 4 Не исключена возможность, что Псалмы Иисуса Навина и другие апокрифические
Псалмы и Гимны (Псалмы) Учителя праведности (наряду с канонической Псалтирью)
относились кумранитами к Пророкам. (Ортодоксальный иудаизм включает Псалтирь
в раздел Писаний.) 5 По представлению кумранитов, в эпоху, непосредственно предшествующую на-
ступлению Эсхатона, граница между трансцендентным и посюсторонним мирами ста·
новится относительно «прозрачной» (подобно тому, как это было на ранней стадии
истории человечества), причем в обе стороны. Так, согласно 4QDb, fr. 17, 1:6—9, «свя[тые]
ангел[ы]» пребывали в среде Кумранской общины (ср. также lQSa 2:3—9, IQS 11:8). С 315