История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
себя внимание текст 4QA11A = 4QTestLevid (арамейский вариант
Завещания Левия), fr. 2, 1:6, где жреческому Мессии (очевидно тож-
дественному с Новым Священником греческого текста Завещания
Левия resp. кумранским Учителем; см. гл. II, 1, § 1 ,VI; 2, § 2,1; гл. III,
6, § 2, V—VI) приписывается утверждение о том, что Господь пере-
дал ему некое «писание» (כתב; или «книгу»). (Cp. 4QAhA =
4QTestLevid, fr. 7, 4—6.) § 3. «Имена» Учителя праведности Косвенное подтверждение тому, что кумранского Учителя
праведности звали Цадок, можно обнаружить, на наш взгляд, в
тексте Дамасского документа (CD) 2:11—13, где говорится о том,
что Господь «дал познать» общине «призываемых по имени»
(קריאי <ה)שם (или: «взывающих к Имени»; ср. е. g. CD 4:4, J Ен. 45:3;
Числ. 16:2), т. е. кумранитам118) «через Своего Мессию119 (משיחו;
или: "Своего помазанника"120 *. — И. Т.) Свой Святой Дух (רוח
121(קדשו; и он (sc. Мессия (помазанник), не Дух (122 123(רוח!— И. Т.)
есть истина (123125(והוא124 125 אמת, и их (sc. общинников. — И. Г.) име¬ "* См. е. g. CD 4:4, IQSa 2:2,11,13. "י Ср., например, CD 12:23—13:1,14:9,19:10—11,20:1,4QD», fr. 18,3:12; cp. также
4Q521, fr. 2 il + 4,1,1 Ен. 48:10,52:4, Пс. Сол. 18:6. 120 Ср., например, CD 6:1,4QDd, fr. 2, 6,4QDe, fr. 9, 2:14. ‘2י Cp. 1 Eh. 49:3 (!), Mk. 1:8,10— 11, Матф. 3:11, 16—17, Лк. 3:16, 22, Я«. 1:32—33,
7:39 (\),Деян. 2:33 (!), 19:2—4; ср. также 4QMess аг 1:10. 122 Слово רוח в послепленный период обычно употреблялось в женском роде. Как
замечает А. Б. Секки, термин רוח в значении «Дух Божий» не употребляется в муже·
ком роде в небиблейских рукописях Мертвого моря. (The Meaning of Ruai} at Qumran,
The Society of Biblical Literature, Dissertation series, 1989, p. 71.) Д. Лис отмечает, что в
еврейской Библии (за исключением наиболее древних текстов) это слово в данном
значении также употреблятся, главным образом, в женском роде. ("Ruah", Le Souille
dans PAncient Testament, Paris 1962, p. 32, n. 2). 123 С. Шехтер интерпретирует данную фразу как: «... и он (1. е. Дух. — Я. Т.) исти-
нен...». (Fragments..., p. XXXIII, п. 22). См. также: Charles, Pseudepigrapha..., vol. II,
p. 804;ЯД. АмусиНу Рукописи Мертвого моря, Москва 1960, сс. 188f.; idemy «Учитель
праведности» кумранской общины, ЕМИРА7 (1963), с. 265. Ср.: Thiering, Redating...,
pp. 79f.; Wacholder, Dawn..., pp. 107, 109; 258, η. 45; cp. также: Strickert, Document...,
p. 345. 124 Это слово написано нечетко, так что возможно его альтернативное прочте-
ние— וחתי. В этом случае текст CD 2:12—13 может быть интерпретирован следую-
щим образом: «И Он дал познать им (sc. кумранитам. — Я. Т.) через Своего Мессию
Свой Святой Дух и видения (ср. Яс. 28:15, 2Цар.П:\3.— Я. Т.) истины (или:
"истинные видения". — Я. Т.)». 125 Большинство исследователей полагают, что в первоначальном тексте Дам ас-
ского документа 2:12—13 вместо слова משיחו было משיחי (st. constr. pl.; cp. CD 6:1 и 88