История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
5. ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА «ЕССЕИ» В СВЕТЕ КУМРАНСКОЙ МЕССИАНСКОЙ ДОКТРИНЫ К вопросу, связанному с кумранским учением о том, что Сам
Господь Бог явится небесным духовным Отцом Мессии-Царя (Князя),
мы еще обратимся ниже; в данном же разделе мы попытаемся пока-
зать на основе анализа ряда кумранско-ессейских текстов, что при
жизни Учителя праведности сектанты рассматривали свое сообще-
ство— יחד [Yahad] (сущ. м. р., букв. «Единство»; наиболее часто
встречающееся самоназвание Кумранской общины)— в качестве
потенциального духовного земного отца светского Мессии, кото-
рый, как они ожидали, появится «в конечные дни» именно в их сре-
де благодаря их благочестивой деятельности и богоугодным уст-
ремлениям; или же, используя кумранскую аллегорическую «расти-
тельную» терминологию, можно сказать, что общинники, по-види-
мому, полагали свою секту «садом», «производящим» «плод» в виде
прихода Мессии-Царя (Князя), «корнем(ями)» и «стволом» Иессея,
дающими жизнь «святому» давидическому «Побегу»; другими ело-
вами, члены Кумранской общины, как кажется, рассматривали свой
Yahad как олицетворение нового Иессея, который породит и взра-
стит нового Давида. А так как Кумранская конгрегация, очевидно,
положила основание ессейскому движению, нам представляется
возможным предположить, что обозначение «ессеи» (Έσσαίοι/Έσ-
σηνοί (Έσηνοί), Ίεσσαίοι, ’ΟσσαΪοι/’Οσσηνοί)56 могло быть произведе-
но от имени отца царя Давида — Иессея (евр.-арам. ,אשא ,אישי) ישי
ישא); греч. Ίεσσαί, Ίεσαί (Ис. 11:1; Синайский кодекс (IVв.)57),
Ίεσσαίος (Иосиф Флавий, Древности); лат. Isai, lesse58 (Вульгата)). Этимология данного обозначения от имени Иессей была
предложена Епифанием в сочинении «Панарион» (XXIX, 1, 4; 4, 9).
Этот автор полагал, что иессеи (= ессеи) (включая их египетскую
ветвь — т. н. терапевтов [θεραπευταί; «служители», «почитатели»
(зд. sc. Бога) или «врачи», «врачеватели» (зд. sc. душ)59 ]), описан-
ные «в трактатах (ύπομνήμασιν) Филона», и, прежде всего, «в его
книге "Об иессеях" (περί Ίεσσαίων)» (5, 1), были не кеми иными, как 56 В древнеармянском переводе !рактата Филона «О созерцательной жизни» наи-
менование «ессеи» передано как iLbuubuujj» [Hesseayk‘]; по мнению А. Г. Периханян,
это слово является транслитерацией греческого Έσσαΐοι. 57 Синайский кодекс — самый древний (наряду с Ватиканским кодексом) из до-
шедших до нас унциалов, содержащих текст Септуагинты и Нового Завета. 58 В связи с данной формой написания этого имени ср.: P. de Lagarde, Uebersicht
über die im Aramäischen, Arabischen und Hebräischen übliche Bildung der Nomina, Göttingen
1889, S. 44. 59 Cp.: Филон, О том, что каждый добродетельный свободен, 75. 216