История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
3. ЕССЕЙСКО-КУМРАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ I в. до н. э.—74 г. н. э.
ЕССЕИ ПОСЛЕ РАЗРУШЕНИЯ ВТОРОГО ХРАМА I Об истории ессейско-кумранского движения во второй поло-
вине I в. до н. э.—I в. н. э. нам известно крайне мало. Согласно со-
общениям Филона Александрийского, к началу нашей эры ессей-
ские конгрегации и общины терапевтов существовали «повсюду»
(т. е. во всей еврейской диаспоре), «ибо надлежало приобщиться к
совершенной добродетели и Элладе и варварам». (См.: О созерца-
тельной жизни, 21; О том, что каждый добродетельный свободен,
75, 76, 85; ср.: Епифаний, Панарион, XXXIX, 5, I)385. В Палестине в
I в. н. э. проживало, по словам Филона и Иосифа Флавия, более
4 000 ессеев (О том, что каждый добродетельный свободен, 75;
Древности, XVIII, 20) в городах, деревнях и станах (Апология, (I);
cp. CD, lQpHab 12:9—10). Согласно сочинениям Иосифа «Иудей-
ская война», II, 1.11—113 и «Древности», XV, 371—379, XVII, 346—
348, ессеи пользовались уважением и покровительством Ирода Be-
ликого (37—4 гг. до н. э.) и, по-видимому, его сына Ирода Архелая
(4 г. до н. э.—6 г. н. э.). В этой связи заметим, что в раввинистичес-
кой литературе неоднократно говорится о благорасположении
Ирода I к боэтусеям386, которые, как мы попытались показать вы-
ше (гл. II, 1, § 4), являлись одним из течений ессейского движения.
(Cp. М. Хагига, II, 2 и Древности, XV, 371—379; ср. также Древнос-
ти, XV, 320—322; XVII, 78.) Укажем также на предположение
К. Даниэля, согласно которому упоминаемые в Евангелиях «ироди-
ане» (Матф. 22:16, Мк. 3:6, 12:13; ср. Мк. 8:15) и «те, кто пребыва-
ют в домах царских» (Матф. 11:7—8, Лк. 7:24—29; ср. М. Хагига,
II, 2 и Древности, XV, 371—379),— это не кто иные, как ессеи387. 385 См.также е. g.: Daniel, Mention paulinienne...y pp. 553—567;Negoïtsa, Essenes...,
pp. 519,522; Амусин, Тексты..., с. 387, пр. 9. 386 См. е. g.: S. Dubnow, Die alte Geschichte des jüdischen Volkes, Berlin 1925, Bd. I,
S. 191 ; Daniel, Hérodiens..., p. 49, n. 66. 387 Hérodiens..., pp. 31—54; Nouveaux arguments..., pp. 397—402; Les Esséniens et
«Ceux qui sont dans les maisons des rois» (Matthieu 11, 7—8 et Luc 7, 24—25), RQ 2
(1967), pp. 261—278. В пользу отождествления «иродиан» с ессеями высказывается и
И.Ядин (см. е. g.: Temple Scroll, 1977, vol. I, pp. lllf.; The Temple Scroll: *The Hidden
Law of the Dead Sea Sect, New York 1985, pp. 78—83). Ср., однако: W. Braun, Were the
New Testament Herodians Essenes? A Critique of an Hypothesis, RQ 53 (1989), pp. 75—88. 177