История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
ГЛАВА III ЭВОЛЮЦИЯ МЕССИАНСКО- ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Кумранской общины 1 1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии
и интертестаментальной («межзаветной») литературе Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению кум-
ранских мессианско-эсхатологических воззрений, мы хотели бы
кратко осветить вопрос о том, кто подразумевается под термином
«мессия» (משיח [mâSîâh]) в Библии и апокрифах и псевдэпиграфах
второй половины III—I вв. до н. э. I ״ Еврейское слово mâsîah (ср. греч. μεσαίας от арам, mëïîha’) 03-
начает «помазанник», «помазанный» (греч. χριστός), sc. миром (или
елеем) особого («священного») состава (см. Исх. 30:23—33). В ев-
рейской Библии в качестве «помазанников» выступают цари
(прежде всего, Давид и его потомки (е. g. 2 Сам. 2:4, 5:3, 19:22,
22:50—51 (= Пс. 18:50—51), 23:1, Ис. 11:10, Ам. 9:11—12, Ос. 3:5,
И ер. 23:5, 33:15, Иез. 37:24, Авв. 3:13, Пс. 2:2, 89:39, 52, 132:10
(= 2 Хр. 6:42), 17 и т. д.), но также Саул из колена Вениаминова
(У Сам. 24:7, И, 26:9, 11, 16, 23, 2 Сам. 1:14, 16 ит. д.), цари Север-
ного царства (е. g. 1 Цар. 19:16а; ср. Сир. 48:8) и даже персидский
царь Кир Великий (Ис. 45:1 ,Дан. 9:25 (?)) и сирийский царь Азаил 1 Содержание настоящей главы основывается, главным образом, на материалах
нашей диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
«Идеологические представления Кумранской общины (Учитель праведности и кум-
ранский мессианизм)», защищенной в СПбФ Института востоковедения РАН 18 июня
1993 г. (Автореферат диссертации опубликован в Санкт-Петербурге в мае 1993 г.) 189