История и идеология Кумранской общины

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. -СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994, - 384 с.

В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н. э.-I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становленне иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии. Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н. э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II-пер. пол. I вв. до н. э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера - Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э. Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

1994

ISBN 5-85803-029-7 ББКШ 100.31 УДК 933.01:394

Содержание

Предисловие (д. и. н. Н. Б. Янковская)

Предисловие автора

Глава I Письменные источники по истории ессейско-кумранского движения. Археология Хирбет-Кумрана

Глава II История Кумранской общины. Учитель праведности

Глава III Эволюция мессианско-эсхатологических представлений Кумранской общины

1. Помазанники (Мессии) в еврейской Библии и интертестаментальной («межзаветной») литературе

2. Основные научные концепции эволюции кумранских мессианских представлений

3. Дуальная концепция Мессий в Кумране в са. 197/196 — са. 177/176 гг. до н. э.

4. Кумранский мессианский дуализм в са. 177/176 — са. 137/136 гг. до н. э.

5. Этимология термина «Ессеи» в свете кумранской мессианской доктрины

6. Кумранский мессианизм и эсхатология в первые десятилетия по смерти Учителя праведности (са. 137/136 гг. до н. э. - пер, пол. I в. до н. э.)

7. Мессианские ожидания кумранитов во второй половине I в. до н. э. — 1 в. н. э.

Глава IV Ессейско-кумранское учение о предопределении и особенности сотериологии Кумранской общины. Дуалистическая доктрина кумранитов

Заключение

Сокращения

Библиография

OCR
Предисловие Книга И. Р. Тантлевского «История и идеология Кумранской
общины» открывает совершенно новую страницу в кумранистике.
Исследование охватьшает весь q>0K существования Кумранской
общины, а это почти три века — обычный срок для структур, опи-
рающихся на первоначальный волевой импульс личности, их со-
здавшей. Авторитет такой личности создает опору для этических
норм, издавна присущих данному сообществу. (Кумраниты и ото-
шлют нас к допотопным временам, к чину Мелхиседека, непорочно
зачатого женой брата Ноя, к эпохе Синайского Откровения и фор-
мирования Моисеем заповедей, благодаря которым и в Вавилоне-
ком плену народ не растворился, но окреп в своих убеждениях и
вернулся на родину.) Колоссальное преимущество предлагаемой
книги состоит в том, что автору удалось превозмочь соблазн ра-
створения своих сюжетов в серии надличностных общих мест; он
сконцентрировал свое внимание на конкретных исторических со-
бытиях и сумел выстроить их в четкую картину жизни Кумранской
общины, не упустив из виду как трансформацию ее установлений,
так и перипетий становления важнейших моментов идеологии и
литургии. Подкупает удивительное сочетание сжатости и четкости из-
ложения при колоссальной насыщенности Материалом — объем
кумранологических исследований так велик и многообразен, что
удержать свою твердую линию изложения крайне трудно, в осо-
бенности там, где автор расходится с уже устоявшимися положени-
ями. И. Р. Тантлевский справился со своей задачей блестяще — кон-
цепция воспринимается как бесспорная, как в раскрытии ино-
сказаний, неизбежных ввиду гонений на общину, так и в восста-
новлении истинной связи между действующими лицами и образ-
ными осмыслениями ситуации — без насилия над фактическим ма-
териалом, органично и свободно, с ред ким изяществом и простотой. Книга вне всяких сомнений является замкбвым камнем кум-
ратстит. Это именно та свеча, которую не надо ставить под со-
суд — она освещает утробный период формирования христианства,
самые его истоки, его скрытые корни. Это работа историка, в луч-
ших традициях сочетающего понимание вечного и преходящего в