Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

1963

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
90, будетъ соотвѣтствовать быть мучимой имъ, и не только ей одной,
но и — демонамъ, которые являются какъ мрачными, такъ и обле¬
ченными нѣкоей матеріей и грубой вещественностью (παχύτητα
περιβεβλημένοις) и тѣломъ воздушнымъ или огненнымъ, какъ го¬
воритъ Василій Великій. Но прежде чѣмъ воспріиметъ свое тѣло,
являясь только формой не смѣшанной съ матеріей, хотя и суще¬
ствующей сама по себѣ, какъ бы она могла мучиться отъ мате¬
ріальнаго огня? IX. Затѣмъ, преподобные Отцы наши, ангельское житіе по¬
жившіе на землѣ, много и часто чрезъ видѣнія и сны и иныя чу¬
десныя явленія и сами были наставляемы и иныхъ наставляли
о вѣчномъ мученіи и находящихся въ немъ нечестивыхъ и грѣш¬
никахъ, и какъ настоящее и уже сбывающееся видя и являя сло¬
вомъ, какъ и притча изъ Евангелія отъ Луки описываетъ состо¬
яніе богатаго и Лазаря, — отнюдь ничего не возвѣстили объ очи¬
стительномъ, имущемъ конецъ, огнѣ. X. Наконецъ, ученіе это о возстановленіи и концѣ вѣчнаго
мученія, пріявъ начало отъ Оригена, какъ было сказано, и возо¬
бладавшее нѣкоторыми церковными мужами, между которыми —
также Дидимъ и Евагрій, какъ ссылающееся на человѣколюбіе
Божіе и легко пріемлемое среди безпечныхъ, какъ говоритъ бого¬
носный Іоаннъ, строитель “Небесной Лѣствицы”81), однако, было
запрещено и предано анаѳемѣ святымъ Пятымъ Вселенскимъ Со¬
боромъ, какъ производящее разслабленіе душамъ и дѣлающее еще
болѣе беззаботными, поскольку они ожидаютъ, что когда-то будетъ
освобожденіе отъ мученій и обѣщанное возстановленіе. Итакъ, на ос¬
нованіи сего, предлежащій догматъ объ очистительномъ огнѣ дол¬
женъ быть извергнутъ изъ Церкви, какъ приводящій старатель¬
ныхъ къ безпечности и убѣждающій ихъ не всѣми средствами бо¬
роться въ настоящей жизни о своемъ очищеніи, поскольку, якобы,
послѣ смерти ожидается иное очищеніе. 4. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ. Получивъ офиціальный докладъ грековъ, въ которомъ греки
рѣшительно отвергаютъ существованіе чистилища и приводятъ
доводы для показанія какъ догматической, такъ и этической не¬
пріемлемости латинскаго ученія о семъ предметѣ, латиняне, въ
свою очередь, не остались въ долгу и представили весьма солид¬
ный и обоснованный докладъ объ очистительномъ огнѣ. Слѣдуя
по пятамъ изложенія и доводовъ грековъ, они рѣшительно опро¬
вергаютъ возраженія грековъ противъ существованія чистилища.