Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

1963

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
367 Св. Маркъ былъ погребенъ въ Манганской обители въ Кон¬
стантинополѣ. Объ этомъ такъ говоритъ Іоаннъ Евгеникъ: “Сей
великій Свѣтильникъ жизни въ мірѣ, и свѣтъ и добрая соль явив¬
шійся Церкви Христовой и доблестный борецъ за Истину и всей
вселенной общее солнце, возсіялъ изъ великаго и царствующаго
града, сего знаменитаго Константинополя: въ немъ родился и
былъ вскормленъ, и былъ воспитанъ, и, наконецъ, въ преставле¬
ніи къ Богу, отдалъ ему священное свое тѣло”. Эти слова мы взя¬
ли изъ начала его синаксаря. Въ концѣ синаксаря онъ такъ гово¬
ритъ о мѣстѣ и самомъ погребеніи святаго: “При общемъ стече¬
ніи народа и стражи, съ многочисленными почестями, у самой
священной Манганской обители божественнаго Мученика Геор¬
гія, съ честью, какъ сокровище, былъ положенъ священный и мно¬
гочестный сосудъ освятившейся души и храмъ во славу Бога,
славимаго и дивнаго во Святыхъ Своихъ”. Сохранился документъ драгоцѣнный и весьма волнующій
своей человѣчностью и возвышенностью. Это — слово умираю¬
щаго св. Марка Ефесскаго собраннымъ вокругъ его одра дру¬
зьямъ, его особое обращеніе къ Георгію Схоларію, предстоявше¬
му тамъ, и отвѣтъ послѣдняго св. Марку. Этотъ документъ будетъ
полностью приведенъ нами далѣе. Находясь на смертномъ одрѣ, въ самый день своей кончины,
св. Маркъ Ефесскій въ послѣдній разъ обращается къ своимъ
друзьямъ и единомышленникамъ въ борьбѣ за Православіе. Ни
о себѣ, ни о чемъ иномъ онъ не говорить: его послѣднія мысли —
о Православіи, которому онъ отдалъ свою жизнь. Его свѣтиль¬
никъ жизни угасаетъ: — “Теперь я уже сталъ ничѣмъ; а есть ли
что меньшее, чѣмъ — ничто?” — говоритъ онъ. Дѣло Правосла¬
вія въ опасности. Константинопольскій Патріархъ — ревнитель
Уніи. Дворъ всецѣло во власти Ватикана, представители котора¬
го чувствуютъ себя въ Константинополѣ недовольными хозяева¬
ми. Одръ Святителя окружаетъ кучка ревнителей Православія,
но между ними нѣтъ никого, кто бы былъ въ силахъ продолжать
борьбу за Православіе. Въ душевной тоскѣ онъ вопрошаетъ: кто
же понесетъ вмѣсто него свѣтильникъ Православія, не давая ему
потухнуть? кто займетъ мѣсто павшаго воеводы въ рядѣ борцовъ
за Истину? — Это мѣсто можетъ занять только одинъ человѣкъ,
—его духовный сынъ и ученикъ, сановникъ и философъ — Геор¬
гій Схоларій, секретарь Василевса. Но приметъ ли онъ на себя