Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

1963

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
403 Посланіе XV преподобнаго Максима Исповѣдника
объ общемъ и индивидуальномъ, т. е. о «существѣ» (ή ουσία) и
«ѵпостаси» (ή ύπόοταοις) къ Косьмѣ, боговозлюбленнѣйшему
александрійскому діакону. Боговозлюбленнѣйшему Господину Космѣ діакону смирен¬
ный Максимъ (желаетъ) радоватися! Такъ какъ нами, дѣйствительно, было подвигнуто большое
разсужденіе касательно Божественнаго Воплощенія, то, воспрі¬
явъ благочестіе возвышенныхъ догматовъ и принявъ ихъ какъ по¬
водъ, ты попросилъ мое смиреніе, о, человѣче Божій, сказать:
что есть взаимное и общее, и что — особое и индивидуаль¬
ное, чтобы такимъ образомъ намъ стало бы ясно все понятіе сое¬
диненія (двухъ естествъ въ лицѣ Богочеловѣка). Я отнюдь не бу¬
ду излагать свое (мнѣніе), но то, чему я научился отъ Отцевъ, я
передамъ, ничего не измѣняя въ ихъ ученіи объ этихъ предме¬
тахъ. Итакъ, взаимное и общее, т. е. основное (какъ принципъ),
согласно Отцамъ, есть существо и естество, ибо, какъ они гово¬
рятъ, въ отношеніи другъ друга эти понятія являются тождест¬
венными. Индивидуальное же и особое — ѵпостась и лицо, ибо и
эти понятія другъ въ отношеніи друга являются тождественны¬
ми, согласно имъ (т. е. свв. Отцамъ). И раскрывая (сіе) Терен¬
тію, такъ пишетъ Великій Василій: “Если же и намъ долженству¬
етъ вкратцѣ сказать, что мы думаемъ, мы скажемъ (о томъ), ка¬
кое отношеніе имѣетъ “общее” къ “единичному” т. е. существо
— къ ѵпостаси. Ибо каждый изъ насъ участвуетъ и въ общемъ по¬
нятіи “бытія” (тою είναι), и по индивидуальнымъ чертамъ, свой¬
ственнымъ ему, является тѣмъ, а не инымъ”. И опять онъ же въ
(посланіи) къ Амфилохію, говоря о томъ же самомъ предметѣ,
такъ говоритъ: “Существо же и ѵпостась имѣютъ ту разницу, ка¬
кую “общее” имѣетъ къ “единичному”, напримѣръ, какъ понятіе
“живое существо” имѣетъ отношеніе къ понятію — “опредѣлен¬
ный человѣкъ”. И затѣмъ: “Тѣ, кто говорятъ, что существо и ли¬
цо — одно и то же, должны признать, что различныя лица — од¬
но”. И опять, объясняя нѣкое каноническое значеніе единосущія,
онъ писалъ, уча: “Это же изреченіе исправляетъ также заблужде¬
ніе Савеллія1): ибо оно отстраняетъ тождественность ѵпостасей и
вводитъ совершенное понятіе о лицахъ, такъ какъ ничто не мо¬
жетъ быть со-естественнымъ по отношенію къ самому себѣ, но —
въ отношеніи другого. Поэтому (это изреченіе) — хорошо и бла¬
гочестиво, оно различаетъ особенности ѵпостасей и утверждаетъ