Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

1963

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
40 Сохранилось это слово также и въ нѣсколькихъ рукописяхъ
(Cod. Ambrosianus 653, fol. 9-11. Parisinus 2075, fol. 327-333. Paris.
423, fol. 7. Paris. 429,fol. 1-5. Athons Liberorum 248, fol. 591). Переводъ на русскій языкъ дѣлаемъ съ вышепомянутаго из¬
данія Mgr. Petit. БЛАЖЕННѢЙШЕМУ ПАПѢ ВЕТХАГО РИМА
МАРКЪ, ЕПИСКОПЪ СОБРАНІЯ ВѢРНЫХЪ ВО ЕФЕСѢ. 1. Сегодня — предначатокъ всемірной радости! Сегодня ду¬
ховные лучи солнца мира предвосходятъ для всей вселенной. Се¬
годня члены Тѣла Господня, ранѣе раздѣленные и разсѣченные
въ теченіе многихъ вѣковъ, спѣшатъ къ взаимному единенію! И
не страждетъ Глава — Христосъ Богъ — быть надъ раздѣлен¬
нымъ Тѣломъ, и Любовь не желаетъ совершенно отъять отъ насъ
узы любви! Поэтому Онъ побудилъ тебя, Первенствующаго среди
священнослужителей Его, пригласить насъ сюда, и подвигнулъ
благочестивѣйшаго нашего Императора послушаться тебя, а так¬
же сотворилъ нашего Пастыря и Патріарха забыть старость и
долговременное недомоганіе, а насъ — пастырей (находящихся)
подъ нимъ, отовсюду собралъ и сотворилъ отважиться на долгій
путь, и море и прочія бѣдствія. О, развѣ не очевидно, что это про¬
изошло СИЛОЮ И судомъ Божіимъ И ЧТО результатъ (τό πέρας)
также будетъ хорошимъ и богоугоднымъ, какъ уже напередъ на¬
мѣчается? Итакъ, Святѣйшій Отецъ, прими чадъ твоихъ, изда¬
лека съ Востока приходящихъ: обними ихъ, бывшихъ въ раздѣ¬
леніи въ теченіе долгаго времени; уврачуй смутившихся25). Вся¬
кій терній и причину преткновенія, угрожающіе дѣлу мира, по¬
вели убрать изъ среды; скажи и самъ твоимъ Ангеламъ, какъ по¬
дражатель Бога: “Путь сотворите людемъ Моимъ, и каменіе, еже
на пути, размещите” (Ис. 62, 10). До какихъ поръ мы, Того же
Христа и той же вѣры, будемъ другъ друга поражать и разсѣ-
цать?! Доколѣ мы, почитатели Той же Троицы, будемъ другъ
друга угрызать и снѣдать, пока другъ друга не истребимъ (Гал.
5, 15) и дадимъ возможность внѣшнимъ врагамъ уничтожить
насъ?! Да не будетъ сего, Христе Царю, и да не побѣдитъ Твою
благость множество нашихъ грѣховъ, но какъ въ прежнія времена,
когда Ты видѣлъ возвышающееся и весьма распространяющееся
зло, Ты Самъ и чрезъ Твоихъ Апостоловъ остановилъ его теченіе
впередъ, и всѣхъ обратилъ къ Твоему познанію, такъ и нынѣ,
чрезъ Твоихъ служителей, которые ничего не ставятъ выше Тво¬
ей любви, соедини насъ въ отношеніи другъ друга и въ отношеніи