Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

1963

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
116 и осквернившіеся, слѣдовательно, не могутъ узрѣть Бога, то со¬
вершенно необходимо вытекаетъ, что вслѣдствіе этого уже не
будетъ никакой надежды стяжать спасеніе. Итакъ, догматъ объ
очистительномъ огнѣ достоитъ не извергнуть изъ Церкви, какъ
вы говорите, — какъ вредный и наводящій опасность беззаботно¬
сти, но наоборотъ, — достоитъ принять и съ честью прославить
въ Каѳолической Церкви, — какъ весьма спасительный и при¬
водящій беззаботныя и безпечныя души къ всегдашней тщатель¬
ности и бдительности и надеждою будущаго блаженства дѣлаю¬
щій ихъ болѣе трезвенными. Это, по нашему мнѣнію, является
достаточно сказаннымъ, въ настоящее время, на ваши аргументы. 5. Второе слово св. Марка Ефесскаго объ очистительномъ огнѣ. Печатаемое ниже “Второе слово св. Марка Ефесскаго объ очи¬
стительномъ огнѣ”, какъ и послѣдующее за симъ, является од¬
нимъ изъ наиболѣе сильныхъ твореній св. Марка въ области дог¬
матики. Мы видѣли, что Торквемада возражалъ на аргументы гре¬
ковъ противъ чистилища, и со своей стороны выдвинулъ нѣкото¬
рые аргументы, которые не такъ легко было опровергнуть. Но
св. Маркъ Ефесскій, этотъ — “храмъ Святаго Духа, который про¬
свѣтилъ душу божественными осіяніи” І32), — взялъ на себя вто¬
рично защиту Православной Вѣры и, какъ увидимъ ниже, не
только опровергнулъ всѣ тезисы латинянъ и свелъ на нѣтъ аргу¬
менты, выставленные Торквемадой, но и кратко и въ то же время
исчерпывающе изложилъ православное ученіе о состояніи душъ
послѣ смерти. Поэтому нижепечатаемыя два сочиненія св. Марка
цѣнны — не только съ точки зрѣнія полемическаго богословія,
но и — догматическаго. На эти сочиненія не послѣдовало (или,
быть можетъ, еще не найдено) отвѣта со стороны латинянъ. Намъ
думается, что и ничего нельзя было отвѣтить въ возраженіе на
неопровержимые доводы св. Марка. Цѣль сего сочиненія св. Марка была не иная какая, какъ
только убѣдить латинянъ, что ученіе о чистилищѣ ни догмати¬
чески, ни этически не имѣетъ основанія для того, чтобы быть при¬
нятымъ въ Церкви. Поэтому рнъ совершенно оставляетъ слабыя
стороны вышеприведеннаго сочиненія Торквемады. Святитель могъ
бы возразить на многое. Прежде всего на утвержденіе, что ученіе
о чистилищѣ являлось всегдашнимъ ученіемъ не только Римской
Церкви, но и всей Церкви, святитель могъ бы возразить, что уче¬
ніе о чистилищѣ является весьма позднимъ ученіемъ, принадле¬