Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

1963

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
352 обратимъ въ свою собственность, и цѣною смерти купимъ жизнь.
Ни одинъ изъ насъ да не будетъ любителемъ жизни и робокъ. Да
отчается тиранъ въ отношеніи другихъ; и первый да будетъ пу¬
темъ для другихъ, а послѣдній — печатью подвига”59). И если
бы не было гоненія, ни мученики не просіяли бы, ни исповѣдники
не восприняли бы вѣнцовъ побѣды отъ Христа и своими подви¬
гами не укрѣпили бы и не возвеселили бы Каѳолическую и Пра¬
вославную Церковь”. Подобаетъ бо и ереси быти”, согласно боже¬
ственному Апостолу, “да искусни явлени бываютъ” (I Кор. 11,
19)60. Уразумѣемъ это, и такимъ образомъ будемъ бороться, со¬
вершенно и сами будемъ совершать ихъ подвигъ, и унаслѣдуемъ
ихъ славу и въ радость Господа внидемъ61), не устрашаясь ниче¬
го, ничего не постыждаясь: ни внѣшнихъ враговъ, ни между на¬
ми (находящихся) псевдо-христіанъ, ни враговъ Духа. И будемъ
исповѣдывать до послѣдняго издыханія съ великимъ дерзновені¬
емъ благой залогъ святыхъ Отцевъ: исповѣданіе, извѣстное намъ
съ дѣтства, которое мы впервые произносили и съ которымъ, въ
концѣ, отойдемъ отсюда, унося, если не иное что, такъ — Право¬
славіе! 5. Посланіе св. Марка Ефесскаго къ Настоятелю Ватопедска-
го Монастыря. Всей душею св. Маркъ желалъ закончить свои дни на св.
Аѳонской Горѣ. Онъ чувствовалъ, что, окруженный ревнителями
Православія, какъ и онъ, въ молчаніи и подвигѣ, онъ бы нашелъ
душевное успокоеніе послѣ интригъ при Дворѣ, милостей и не¬
милостей власть имущихъ и упадка въ церковной іерархіи и цер¬
ковной жизни въ столицѣ, гдѣ господствовали Уніаты. И въ Ефе-
сѣ, гдѣ Святитель много потрудился, онъ не нашелъ душевнаго
успокоенія, терпя непріятности и напасти другого рода. Поэтому,
пробывъ извѣстное время въ Ефесѣ, онъ рѣшаетъ осуществить
свое давнѣйшее желаніе и удалиться на Аѳонъ. Но, какъ извѣст¬
но, этому не суждено было случиться. На пути на Аѳонъ онъ былъ
арестованъ на островѣ Лимносѣ, гдѣ и пробылъ въ самыхъ тяж¬
кихъ условіяхъ въ двухлѣтнемъ заточеніи. Послѣ освобожденія
Святитель снова пытается достичь Аѳона, но это ему не удалось,
и ему приходится вернуться въ Константинополь, гдѣ онъ и
жизнь свою закончилъ. Итакъ, тѣлесно Святителю не было сужде¬
но быть на Аѳонѣ, но духовно онъ тамъ и донынѣ. При жизни онъ
былъ любимъ и почитаемъ аѳонскими монахами, и нынѣ онъ какъ
бы съ ними. Такъ, запрестольный образъ въ Соборѣ св. Пантелеимонов-
ской Обители — образъ Святителя Марка Ефесскаго. Въ обите¬