Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

1963

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
177 Ниже мы приведемъ одно небольшое произведеніе св. Мар¬
ка Ефесскаго, относящееся къ этому періоду переговоровъ ме¬
жду православными и латинянами на Соборѣ въ Феррарѣ. Воз¬
никло ли оно въ то самое время или позднѣе, трудно сказать,
но нѣтъ сомнѣнія, что оно возникло подъ вліяніемъ тѣхъ перего¬
воровъ и съ ними непосредственно связано. Представляетъ оно
воображаемый діалогъ между православнымъ и латиняномъ по
вопросу, было ли законнымъ и позволительнымъ дѣломъ внесе¬
ніе латинянами прибавленія “Filioque” въ Сѵмволъ Вѣры. На¬
звано это собесѣдованіе “Латинянинъ”. Небольшой отрывокъ это¬
го сочиненія былъ напечатанъ J. Hergenrcether’oMb въ 160 томѣ
греческой серіи Патрологіи Миня. Іасонъ, монахъ, опубликовалъ
это сечиненіе въ журналѣ «Σωτήρη (Аѳины 1889 г.). Mgr. L. Petit приводитъ текстъ согласно Парижской руко¬
писи 1218, фол. 133-137, и помѣстилъ его въ 17-мъ томѣ “Patro-
logia Orientalis” стр. 415-21, съ изданія котораго мы и сдѣлали
переводъ на русскій языкъ. МАРКА ЕФЕССКАГО ДІАЛОГЪ, КОТОРАГО НАЗВАНІЕ «ЛАТИНЯНИНЪ»,
ИЛИ О ПРИБАВЛЕНІИ ВЪ СѴМВОЛЪ. Латинянинъ: Удивляюсь, почему вы насъ обвиняете за при¬
бавленіе въ Сѵмволѣ, когда, вотъ, и Второй Вселенскій Соборъ
передалъ Сѵмволъ Вѣры, совершенно измѣнивъ Сѵмволъ Пер¬
ваго Собора, прибавленіями увеличивъ, а остальное пояснивъ для
большей яспости. Итакъ, если сохраняется ненарушенность дог¬
мата, ничего не нарушается измѣненіемъ въ словахъ. Грекъ: Съ этимъ мы соглашаемся и намъ не неизвѣстно,
что въ отношеніи словъ Сѵмволъ Вѣры Второго Вселенскаго Со¬
бора въ сравненіи съ Сѵмволомъ Перваго Вселенскаго Собора,
явился измѣненнымъ. Но то, что допускалось измѣнять тѣмъ От¬
цамъ, не значитъ тѣмъ самымъ, мы говоримъ, что и тебѣ это
разрѣшается. Латинянинъ: Почему же нѣтъ? Грекъ: Прежде всего потому, что тѣ Отцы — это былъ Все¬
ленскій Соборъ, тебѣ же это — не присуще, какъ бы ты ни гор¬
дился папой и его приматомъ. Затѣмъ, тогда это было дозво¬
лено, ибо до тѣхъ поръ не было запрещено (вносить измѣненія
въ Сѵмволъ Вѣры). Къ тебѣ же, дерзнувшему послѣ запрещенія
сдѣлать прибавленіе, это никакъ не относится, развѣ лишь —