Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

1963

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
58 2. Первое слово св. Марка Ефесскаго
объ очистительномъ огнѣ. Это слово св. Марка Ефесскаго о чистилищномъ огнѣ явля¬
ется отвѣтомъ на тезисы, выставленные кардиналомъ Цезарини
въ отношеніи латинскаго догмата о чистилищѣ. Св. Маркъ рѣ¬
шительно опровергаетъ доводы латинянъ и со своей стороны при¬
водитъ рядъ аргументовъ, особенно въ концѣ своего слова, говоря¬
щихъ противъ существованія очистительнаго огня. Это слово явля¬
лось частнымъ мнѣніемъ св. Марка, а не офиціальнымъ отвѣтомъ
грековъ на офиціально представленный латинянами докладъ о чи¬
стилищѣ, приведенный нами выше. Офиціальный отвѣтъ грековъ
послѣдовалъ нѣсколько позднѣе. Неизвѣстно, вообще, было ли
это слово прочитано св. Маркомъ на засѣданіи комиссіи, соста¬
вленной изъ православныхъ и латинскихъ богослововъ. Вѣроятно,
нѣтъ: ибо, во-первыхъ, мы не слышимъ, чтобы въ дѣяніяхъ Собо¬
ра упоминалось о докладѣ св. Марка, а во-вторыхъ, Императоръ
слишкомъ боялся несогласованности въ дѣйствіяхъ своихъ предста¬
вителей, чтобы допустить обмѣнъ частныхъ мнѣній по догмати¬
ческимъ вопросамъ съ литинскими представителями, и, наконецъ,
не было бы особой нужды въ офиціальномъ отвѣтѣ грековъ на ла¬
тинскій докладъ (который, однако, послѣдовалъ), если бы подоб¬
ный же докладъ былъ уже прочитанъ св. Маркомъ. Однако, не¬
сомнѣнно, докладъ св. Марка обсуждался между православными
представителями, ибо нѣкоторыя части изъ него цѣликомъ были
взяты для офиціальнаго отвѣта грековъ на докладъ латинянъ. Это слово св. Марка сохранилось въ цѣломъ рядѣ рукописей
(Cod. Ajnbrosian. 653 fol. 47-54. Oxon. Laud. fol. 1-17. Parisinus 1286
f. 271-283. Paris. 1327 f. 251-8. Paris. 1389 f. 258- 268. Paris. 1292
f. 3-16. Coislin. 289 f. 1-29); оно также было напечатано въ гре¬
ческомъ журналѣ “Άλήΰεια” Аѳины 1880 г. Какъ основной текстъ,
Mgr. L. Petit опубликовалъ текстъ Миланской рукописи Ambro-
sian. 653 fol. 47-54, въ 15-мъ томѣ “Patrologia Orientalis” стр. 39-60,
съ изданія котораго мы и дѣлаемъ нашъ переводъ сего трактата
св. Марка Ефесскаго. СВЯТѢЙШАГО МИТРОПОЛИТА ЕФЕССКАГО КИРЪ МАРКА ЕВГЕНИКА
ОПРОВЕРЖЕНІЕ ЛАТИНСКИХЪ ГЛАВЪ, КОТОРЫЯ БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ
ОТНОСИТЕЛЬНО ОЧИСТИТЕЛЬНАГО ОГНЯ. 1. Поскольку намъ долженствуетъ, сохраняя наше Правосла-
ніе и преданные Отцами церковные догматы, съ любовію отвѣ¬
тить на сказанное вами, то мы каждый аргументъ и свидѣтель¬
ство, письменно приведенные вами, какъ общее правило приво¬