Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

1963

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
346 жду Единобожіемъ и многобожіемъ; или же — Православное уче¬
ніе является серединой между крайностями, представляемыми
Савелліанствомъ и Аріанствомъ; и, затѣмъ, говоритъ такъ: “Ибо
если между Истиной и ложью, какъ ты говоришь, никакой нѣтъ
середины (хотя и такое утвержденіе встрѣчаетъ много трудно¬
стей и оспариваній между всѣми свѣдущими въ этихъ вещахъ),
однако, если два сужденія, когда дѣло идетъ объ утвержденіи
Истины, были бы оба ложны и противуположны другъ другу, то
какъ истинное сужденіе, несомнѣнно, справедливо должно было
бы быть принято то, которое будетъ посерединѣ между ними.
Итакъ, не потому, что я бѣгу отъ (самого принципа) “середи¬
ны”, но ради соблюденія молчанія, я не имѣю дѣла съ “середи¬
ной”. Кончаетъ свое онъ письмо утвержденіемъ, что если когда
либо онъ увидитъ, что пришло время разрѣшить законъ молча¬
нія, принятый имъ, тогда-то онъ выступитъ, хотя бы это вызва¬
ло неудовольствіе будь то самого Марка, или Папы, или иное
что пришлось бы ему выстрадать за это. 3. Посланіе св. Марка Ефесскаго къ нѣкоему пресвитеру Ме-
тонскому, по имени Георгію, противъ обрядовъ Римской Церкви. Письмо это было написано св. Маркомъ или въ 1440 г. или
въ 1441 г., по всей вѣроятности, на островѣ Лимносѣ. Поводъ
для этого посланія слѣдующій: одинъ пресвитеръ, по имени Ге¬
оргій, написалъ св. Марку, что латиняне порицаютъ православ¬
ныхъ за совершеніе Литургіи на квасномъ хлѣбѣ, за преклоне¬
ніе главы передъ еще неосвященными Дарами, выносимыми во
время Великаго Входа, и за иное. Св. Маркъ, который былъ ис¬
ключительнымъ знатокомъ богослуженій и которому принадле¬
жатъ и трактаты на литургическіе вопросы и литургическія про¬
изведенія, не замедлилъ дать исчерпывающій и авторитетный от¬
вѣтъ для помощи пресвитеру. Въ концѣ своего посланія, Святи¬
тель напоминаетъ пресвитеру Георгію ни въ коемъ случаѣ не
имѣть литургическаго общенія съ уніатами и не принимать ни¬
какихъ “новшествъ профанаціи”. Андрей, римо-католическій архіепископъ Родосскій, какъ из¬
вѣстно, одинъ изъ главнѣйшихъ оппонентовъ православнымъ на
Флорентійскомъ Соборѣ, не замедлилъ написать опроверженіе
на это посланіе св. Марка, посланіе, которое стало достояніемъ
всѣхъ православныхъ, а не только частнымъ письмомъ къ пре¬
свитеру Георгію. Эта “Confutatio”, написанная въ формѣ діало¬
га и направленная къ гражданамъ Метонскимъ, еще не издана.