Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния

Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. 1963. Репринт 1994

1963

Содержание

Предисловіе

Глава I. Политическое положеніе въ Византіи въ эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Уніи съ Западомъ. Въ этой же главѣ помѣщается и житіе св. Марка Ефесскаго отъ рожденія до его дѣятельности на Флорентійскомъ Соборѣ

Глава II. Прибытіе грековъ въ Италію. Открытіе Собора въ Феррарѣ и обсужденіе повѣстки дѣятельности Собора. Рѣчь св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

Глава III. Обсужденіе латинскаго догмата о чистилищѣ. Творенія св. Марка Ефесскаго по сему вопросу и иные документы, относящіеся къ обсужденію сего вопроса на Соборѣ въ Феррарѣ

Глава IV. Обсужденіе вопроса о позволительности прибавленія «Filioque», внесеннаго латинянами въ Сѵмволъ Вѣры. Сочиненіе о семъ вопросѣ св. Марка Ефесскаго

Глава V. Обсужденіе догмата объ Исхожденіи Святаго Духа на Флорентійскомъ соборѣ. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изреченія изъ Св. Писанія, Дѣяній Вселенскихъ Соборовъ и Свв. Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси

Глава VI. Дальнѣйшее обсужденіе догмата объ Исхожденіи Св. Духа. Рѣшительные шаги къ заключенію Уніи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго («Силлогическія Главы») о томъ, что Св. Духъ исходитъ только отъ Отеческой Ѵпостаси. «Исповѣданіе Вѣры» Св. Марка Ефесскаго

Глава VII. Смерть Константинопольскаго Патріарха Іосифа. Обсужденіе вопроса примата Папы и вопроса о томъ въ какой моментъ происходитъ освященіе Св. Даровъ на Божественной Литургіи. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Св. Даровъ

Глава VIII. Заключеніе Уніи. Дальнѣйшія требованія Ватикана. Отбытіе грековъ изъ Флоренціи. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и его участіи на немъ

Глава IX. Данныя о жизни св. Марка Ефесскаго послѣ Флорентійскаго Собора. Его послѣдующая борьба за Православіе. Посланія св. Марка Ефесскаго

Глава X. Побѣда св. Марка Ефесскаго. Кончина св. Марка Ефесскаго. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго Святителю

Эпилогъ

Приложеніе.

Творенія св. Марка Ефесскаго

Съ греческаго:

1. Слово св. Марка Ефесскаго папѣ Евгенію IV

2. Докладъ латинянъ грекамъ объ очистительномъ огнѣ

3. Первое слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

4. Офиціальный отвѣтъ греческихъ представителей на докладъ латинянъ объ очистительномъ огнѣ

5. Отвѣтъ латинянъ на докладъ грековъ

6. Второе слово св. Марка Ефесскаго противъ чистилища

7. Отвѣты св. Марка Ефесскаго на послѣдующіе вопросы латинянъ

8. Десять аргументовъ св. Марка Ефесскаго противъ существованія очистительнаго огня

9. Діалогъ св. Марка Ефесскаго, наз. «Латинянинъ или о прибавленіи внесенномъ въ Сѵмволъ»

10. Трудъ св. Марка Ефесскаго, въ которомъ онъ собралъ изрече¬ нія изъ св. Писанія, Дѣяній Соборовъ и Святыхъ Отцевъ, свидѣтельствующія о томъ, что Святый Духъ исходитъ только отъ Отца, но не и отъ Сына

11. Трактатъ св. Марка Ефесскаго — «Силлогическія Главы противъ латинянъ» — о томъ, что Св. Духъ исходитъ исключительно отъ Отца, и что латинскій догматъ “Filioque” неизбѣжно приводитъ или къ двумъ Началамъ въ Божествѣ или къ абсурду

12. Исповѣданіе Вѣры св. Марка Ефесскаго, написанное во Флоренціи, но послѣ изданное на свѣтъ

13. Трактатъ св. Марка Ефесскаго объ освященіи Святыхъ Даровъ, показывающій, что не только произношеніемъ евхаристическихъ словъ Спасителя освящаются Св. Дары, но — послѣдующимъ моленіемъ и благословеніемъ священника, силою Св. Духа

14. Разсказъ св. Марка Ефесскаго о Флорентійскомъ Соборѣ и своей дѣятельности на немъ

Посланія св. Марка Ефесскаго:

15. Окружное Посланіе

16. Посланіе къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго св. Марку

17. Посланіе къ пресвитеру Георгію въ Метонѣ

18. Посланіе къ Патріарху Константинопольскому

19. Посланіе къ игумену Ватопедскаго Монастыря

20. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ

21. Посланіе къ іеромонаху Ѳеофану на Имврійскомъ островѣ

22. Отрывокъ изъ посланія къ императору Іоанну Палеологу

23. Слова умирающаго св. Марка Ефесскаго къ собранію друзей, особое обращеніе его къ Георгію Схоларію и отвѣтъ послѣдняго святителю

24. Служба св. Марку Ефесскому, составленная авторомъ изъ соединенія двухъ имѣющихся отдѣльныхъ службъ св. Марку Ефесскому, написанныхъ Великимъ Риторомъ Мануиломъ и Номофилактомъ, братомъ св. Марка Ефесскаго, Іоанномъ Евгеникомъ

25. Посланіе 15-е св. Максима Исповѣдника, въ которомъ онъ учитъ о различіи между понятіями существа и ѵпостаси

26. Синаксарь св. Марку Ефесскому, взятый изъ службы св. Марку Ефесскому, написанной номофилаксомъ Іоанномъ Евгеникомъ. Этотъ синаксарь полностью приводится нами по частямъ въ продолженіе настоящаго труда

27. Выдержки изъ Исторіи Флорентійскаго Собора, принадлежащей Великому Екклисіарху Сиропулу, а также нѣкоторые выдержки изъ Дѣяній Сбора, помѣщаемыя въ теченіе изложенія

Съ латинскаго:

OCR
350 4. Посланіе св. Марка Ефесскаго Константинопольскому Пат¬
ріарху. Престарѣлый Константинопольскій патріархъ Іосифъ умеръ
во время Собора во Флоренціи. Папа Евгеній ΙΥ настаивалъ, что¬
бы новый Патріархъ былъ выбранъ тамъ же, чтобы имѣть пол¬
ный контроль надъ назначеніемъ новаго Константинопольскаго пат¬
ріарха. Но греческіе іерархи, уже достаточно раздосадованные
своими уступками и сдѣлками со своей совѣстью, впервые рѣ¬
шительно отклонили требованіе Ватикана, сославшись на обычай,
что Константинопольскій патріархъ долженъ быть выбранъ и ин-
тронизированъ въ своемъ патріархатѣ. По прибытіи въ Констан¬
тинополь, однако, этотъ вопросъ не такъ было легко уладить. Им¬
ператоръ предложилъ мѣсто патріарха сначала Антонію, Митро¬
политу Ираклійскому, затѣмъ св. Марку Ефесскому, но оба іерар¬
ха рѣшительно уклонились отъ предлагаемой имъ должности, зная,
что патріаршее служеніе, при сложившихся обстоятельствахъ,
означаетъ служеніе Уніи и проведеніе ея въ жизнь. Это достоин¬
ство принялъ митрополитъ Кизическій Митрофанъ, уже глубокій
старецъ. Хотя онъ и принадлежалъ къ числу подписавшихъ
Унію, однако, никогда не выдѣлялся на Соборѣ во Флоренціи,
какъ сторонникъ Уніи. Правда, его служеніе на посту патріарха
Константинопольскаго омрачилось тѣмъ, что при немъ въ концѣ
іюня или началѣ іюля 1440 г. происходила промульгація (тор¬
жественное обнародованіе) Уніи. Вскорѣ, однако, онъ оставилъ
престолъ. Новый патріархъ не оказалъ поддержки св. Марку и даже,
можно думать, преслѣдовалъ его въ самомъ же началѣ своего пат¬
ріаршаго служенія. Объ этомъ можно судить изъ посланія св.
Марка къ іеромонаху Ѳеофану на Евбейскомъ островѣ, въ кото¬
ромъ св. Маркъ пишетъ: “Пусть тебѣ будетъ извѣстно, что сра¬
зу послѣ того, какъ мы прибыли въ Константинополь, когда на
патріаршій престолъ восшелъ одинъ изъ подписавшихъ Унію ла-
тинствующихъ и причинявшій намъ огорченія, я по нуждѣ от¬
правился въ мою Церковь (т. е. въ Ефесъ)”. Трудно сказать, когда было написано это посланіе св. Марка
новому патріарху. Поводъ для написанія его былъ слѣдующій:
д о св. Марка дошла вѣсть, что новоизбранный патріархъ, который,
какъ св. Маркъ зналъ, хотя и былъ изъ числа тѣхъ, которые под¬
писали Унію, однако, не принадлежалъ къ числу крайнихъ сто¬
ронниковъ ея, неожиданно явилъ свое лицо какъ ревнитель Пра¬
вославія и за это терпитъ репрессіи. Былъ ли это слухъ лож¬