Критический разбор Талмуда, его происхождение, характер и влияние на верования и нравы еврейского народа

1879

Содержание

Отдѣлъ первый. Явленіе и значеніе Талмуда н его составителей

I. Происхожденіе и авторитетъ Талмуда или устнаго закона по раввинскимъ преданіямъ

II. Явленіе и значеніе раввинизма

III. Происхожденіе и значеніе Синедріона

IV. Раввинскія преданія о существованіи Талмуда и Синедріона отъ времени Моисея не образуетъ не прерывной цѣпи

V. Раввинское преданіе о духовномъ присутсвіи при Синайскомъ законодательствѣ всѣхъ послѣдующихъ поколѣній Израильскаго народа

Отдѣлъ второй. Талмудическія легенды,: принимаемыя Евреями за дѣйствительность

I. Легенды, которыми украшено событие Синайскаго законодательства

II. Легенда о Левіаѳанѣ и Бегемотѣ

III. Легенды о субботѣ, и рѣкѣ Самбатіонъ

IV. Раввинское представленіе о томъ, какъ Богъ проводитъ свое время

Отдѣлъ третій. Отношеніе Талмуда къ вопросу о вѣротерпимости

I. Раввинскіе законы о насильственномъ обращеніи всѣхъ не—евреевъ въ еврейство

II. Раввинскіе законы относительно Ноахидовъ

III. Раввинскія пониманія заповѣдь о любви къ ближнимъ

IV. Раввинскіе законы, опредѣляющіе болѣе частныя отношенія Евреевъ къ язычникамъ

V. Молитвенныя обращенія Евреевъ къ Богу объ истребленіи иноверцевъ

Отдѣлъ четвертый. Взглядъ Талмуда на неученыхъ (Амъ-Гаарецъ) Евреевъ и женщинъ; законы, касающіеся брака

I. Раввинскіе законы относительно Амъ-Гаарецъ или не ученыхъ Евреевъ

II. Взглядъ Талмуда на женщину

III. Запрещеніе женщинамъ и рабамъ изучать законъ

IV. Раввинскіе законы о многоженствѣ

V. Талмудическія законы о разводахъ

Отдѣлъ пятый. Нѣкоторыя изъ характеристическихъ обрядовыхъ учрежденій раввинизма

I. Раввинскiя законы о траурѣ по умершимъ

II. Раввинскія правила относительно рѣзанія животныхъ и птице

III. Наказаніе налагаемое Талмудомъ за несоблюденіе правилъ рѣзанія; ограниченія и противоречія раввиновъ: въ примененiи законовъ о рѣзаніи

IV. Раввинскіе законы относительно праздника Пурима

Нѣсколько словъ объ употребленіи евреями христіанской крови для религіозной цѣли

OCR
— 83 — III. % Легенды о субботѣ и о рѣкѣ Самбатіонъ. Въ молитвахъ на праздникъ Пятидесятницы, изъ кото-
рыхъ мы привели уже нѣсколько отрывковъ, находимъ еще
слѣдующую легенду о седьмомъ или субботномъ днѣ: חכליח כלי פועלי רום
ותחתונים שביעי לימים
הנמנים ראשוז למקראי
ומנים קרוש • ליארני
הארנים צבי קרש שבת
שאננים פרה טריז יציר
טלפנים ענתה שירה ״Онъ (день суббот-
ный) былъ концемъ всѣхъ
дѣлъ, какъ высшихъ, такъ
и низшихъ; онъ. седьмой
въ числѣ дней; первый
для обозначенія временъ;
онъ святъ Господу Все- וכפרה פנים: держителю; онъ святое блаженство тѣхъ, которые въ этотъ день отдыхаютъ; онъ
спасъ первозданнаго отъ суда, пѣлъ пѣсни и укрощалъ 60-
жественный гнѣвъ.“ Здѣсь, какъ видимъ, указываются два, не упоминаемыя
Моѵсеемъ, обстоятельства, касающіяся седьмаго дня, имен-
но, что суббота спасла Адама отъ суда и что пѣніе ея укро-
щало божественный гнѣвъ. Раввинскія преданія описываютъ
эти два обстоятельства со всею подробностію. Такъ въ од-
номъ мѣстѣ Талмуда мы читаемъ: בשבע שעות ביות בערב
שבת נבנם ארם הראשוו
בנז ערז והיו מלאכי
השרת טקליסיז אוחו
וטכניסיז אותו לינז ערז וביז
השמשות בערב שבח
נורש ויצא והיו מלאכי ״Въ седьмомъ часу
наканунѣ субботняго дня
Адамъ цришелъ въ рай,
а въ сумерки наканунѣ
субботы онъ былъ из-
гнанъ. И когда онъ выхо-
дилъ, ангелы подозвали Соодіе Оідііігесі Ьу