Критический разбор Талмуда, его происхождение, характер и влияние на верования и нравы еврейского народа

1879

Содержание

Отдѣлъ первый. Явленіе и значеніе Талмуда н его составителей

I. Происхожденіе и авторитетъ Талмуда или устнаго закона по раввинскимъ преданіямъ

II. Явленіе и значеніе раввинизма

III. Происхожденіе и значеніе Синедріона

IV. Раввинскія преданія о существованіи Талмуда и Синедріона отъ времени Моисея не образуетъ не прерывной цѣпи

V. Раввинское преданіе о духовномъ присутсвіи при Синайскомъ законодательствѣ всѣхъ послѣдующихъ поколѣній Израильскаго народа

Отдѣлъ второй. Талмудическія легенды,: принимаемыя Евреями за дѣйствительность

I. Легенды, которыми украшено событие Синайскаго законодательства

II. Легенда о Левіаѳанѣ и Бегемотѣ

III. Легенды о субботѣ, и рѣкѣ Самбатіонъ

IV. Раввинское представленіе о томъ, какъ Богъ проводитъ свое время

Отдѣлъ третій. Отношеніе Талмуда къ вопросу о вѣротерпимости

I. Раввинскіе законы о насильственномъ обращеніи всѣхъ не—евреевъ въ еврейство

II. Раввинскіе законы относительно Ноахидовъ

III. Раввинскія пониманія заповѣдь о любви къ ближнимъ

IV. Раввинскіе законы, опредѣляющіе болѣе частныя отношенія Евреевъ къ язычникамъ

V. Молитвенныя обращенія Евреевъ къ Богу объ истребленіи иноверцевъ

Отдѣлъ четвертый. Взглядъ Талмуда на неученыхъ (Амъ-Гаарецъ) Евреевъ и женщинъ; законы, касающіеся брака

I. Раввинскіе законы относительно Амъ-Гаарецъ или не ученыхъ Евреевъ

II. Взглядъ Талмуда на женщину

III. Запрещеніе женщинамъ и рабамъ изучать законъ

IV. Раввинскіе законы о многоженствѣ

V. Талмудическія законы о разводахъ

Отдѣлъ пятый. Нѣкоторыя изъ характеристическихъ обрядовыхъ учрежденій раввинизма

I. Раввинскiя законы о траурѣ по умершимъ

II. Раввинскія правила относительно рѣзанія животныхъ и птице

III. Наказаніе налагаемое Талмудомъ за несоблюденіе правилъ рѣзанія; ограниченія и противоречія раввиновъ: въ примененiи законовъ о рѣзаніи

IV. Раввинскіе законы относительно праздника Пурима

Нѣсколько словъ объ употребленіи евреями христіанской крови для религіозной цѣли

OCR
— 113 — II. Раввинскіе законы относительно иоахидовъ. Мы уже видѣли отчасти, насколько раввинскіе законы
отличаются вѣротерпимостію; а между тѣмъ современные
евреи говорятъ, что Талмудъ въ этомъ отношеніи стоитъ
выше христіанскаго ученія. Талмудъ, говорятъ они, выска-
зываетъ обѣщаніе, что благочестивые всѣхъ народовъ всего
міра будутъ участвовать въ блаженствѣ будущей жизни,
между тѣмъ какъ Евангеліе говоритъ: кто будетъ вѣровать
и крестится, спасенъ будетъ, а кто не будетъ вѣровать,
осужденъ будетъ“ (Марк. 16, 16). Итакъ намъ необходимо
внимательнѣе всмотрѣться въ постановленія Талмуда, ка-
сающіяся вопроса о вѣротерпимости. Прежде всего требует-
ся точно опредѣлить значеніе выраженія ״благочестивые
всѣхъ народовъ всего міра“. Талмудъ, заповѣдуя принуж-
дать всѣ народы міра къ принятію семи ноевыхъ заповѣдей,
присовокупляетъ: ״Принявшій семьноеהלא ־ ОПЖ *להטקבל выхъ заповѣдей называ- הנקרא גר תלשבז ется водворившимся прозелитомъ“. А нѣсколько ниже опредѣляется уже точнѣе: ״Каждый, принявшій כל הטקבל־ שבע טצלת
семь заповѣдей и ра- לנוהר לעשלחז הרי וה
чительно ихъ соблюдаю- טחסירי אלטלת העללים ליש
щій, есть благочестивый :לא חלק ליעולר הבא
изъ всѣхъ народовъ всего міра и участвуетъ въ блаженствѣ
будущей жизни“. (РамбамъІодъГахъзака Гилхотъ Мелахимъ
8, 10). Отсюда ясно, что благочестивые изъ всѣхъ народовъ
всего міра и водворившіеся прозелиты суть одни и тѣ же 8 Соодіе Оідііігесі Ьу