Критический разбор Талмуда, его происхождение, характер и влияние на верования и нравы еврейского народа

1879

Содержание

Отдѣлъ первый. Явленіе и значеніе Талмуда н его составителей

I. Происхожденіе и авторитетъ Талмуда или устнаго закона по раввинскимъ преданіямъ

II. Явленіе и значеніе раввинизма

III. Происхожденіе и значеніе Синедріона

IV. Раввинскія преданія о существованіи Талмуда и Синедріона отъ времени Моисея не образуетъ не прерывной цѣпи

V. Раввинское преданіе о духовномъ присутсвіи при Синайскомъ законодательствѣ всѣхъ послѣдующихъ поколѣній Израильскаго народа

Отдѣлъ второй. Талмудическія легенды,: принимаемыя Евреями за дѣйствительность

I. Легенды, которыми украшено событие Синайскаго законодательства

II. Легенда о Левіаѳанѣ и Бегемотѣ

III. Легенды о субботѣ, и рѣкѣ Самбатіонъ

IV. Раввинское представленіе о томъ, какъ Богъ проводитъ свое время

Отдѣлъ третій. Отношеніе Талмуда къ вопросу о вѣротерпимости

I. Раввинскіе законы о насильственномъ обращеніи всѣхъ не—евреевъ въ еврейство

II. Раввинскіе законы относительно Ноахидовъ

III. Раввинскія пониманія заповѣдь о любви къ ближнимъ

IV. Раввинскіе законы, опредѣляющіе болѣе частныя отношенія Евреевъ къ язычникамъ

V. Молитвенныя обращенія Евреевъ къ Богу объ истребленіи иноверцевъ

Отдѣлъ четвертый. Взглядъ Талмуда на неученыхъ (Амъ-Гаарецъ) Евреевъ и женщинъ; законы, касающіеся брака

I. Раввинскіе законы относительно Амъ-Гаарецъ или не ученыхъ Евреевъ

II. Взглядъ Талмуда на женщину

III. Запрещеніе женщинамъ и рабамъ изучать законъ

IV. Раввинскіе законы о многоженствѣ

V. Талмудическія законы о разводахъ

Отдѣлъ пятый. Нѣкоторыя изъ характеристическихъ обрядовыхъ учрежденій раввинизма

I. Раввинскiя законы о траурѣ по умершимъ

II. Раввинскія правила относительно рѣзанія животныхъ и птице

III. Наказаніе налагаемое Талмудомъ за несоблюденіе правилъ рѣзанія; ограниченія и противоречія раввиновъ: въ примененiи законовъ о рѣзаніи

IV. Раввинскіе законы относительно праздника Пурима

Нѣсколько словъ объ употребленіи евреями христіанской крови для религіозной цѣли

OCR
— 232 ведетъ еврея къ языческому оункту тѣмъ, что воспрещаетъ
ему во время семи дней траура заниматься чтеніемъ Боже•
ственныхъ Писаній. Итакъ, эти законы о траурѣ, которые
для бѣднаго стѣснительны, для благочестиваго чувства
оскорбительны, гуманности недостойны, съ положительнымъ г
Божественнымъ закономъ стоять въ противорѣчіи и внѣ
круга евреевъ не имѣютъ ни малѣйшаго авторитета, есте•
ственно не должны имѣть и никакой претензіи на обяза-
тельность. II. Раввинскія правила относительно рѣзанія живот-
ныхъ и птицъ. Искренняя, сердечная приверженность къ религіи есть
самая лучшая черта въ характерѣ человѣческомъ и эта
черта въ самыхъ яркихъ краскахъ обнаруживалась въ изр.
народѣ. Примѣромъ можетъ служить пророкъ Илія.
Въ то время, когда весь Израиль оставилъ истиннаго
Бога и прилѣпился къ идолопоклонству, въ то время про•
рокъ Илія, несмотря на заразительные примѣры, иа угрозы
и прельщенія, твердо шествовалъ по пути правды и истины:
огонь ревности по Богѣ не переставалъ горѣть въ его
душѣ. Подобный же примѣръ непоколебимой твердости въ
вѣрѣ представляетъ Даніилъ и его три друга. Роскошь
стола вавилонскаго царя не прельстила ихъ и они остались
вѣрными своему закону. Огненная пещь не могла принудить
Ананію, Азарію и Мисаила поклониться идолу, а не призы•
ваніе имени истиннаго Бога показалось Давінлу страшнѣе
львинаго рва. Но какъ твердость въ истинной вѣрѣ служитъ
украшеніемъ человѣка, такъ, напротивъ, упорство въ заблуж•
деніи уменьшаетъ и унижаетъ достоинство человѣка. По•
тому что это упорство показываетъ, что нравственное чув•
ство притупилось въ человѣкѣ до того, что онъ не можетъ Соодіе Оідііігесі Ьу