Критический разбор Талмуда, его происхождение, характер и влияние на верования и нравы еврейского народа

1879

Содержание

Отдѣлъ первый. Явленіе и значеніе Талмуда н его составителей

I. Происхожденіе и авторитетъ Талмуда или устнаго закона по раввинскимъ преданіямъ

II. Явленіе и значеніе раввинизма

III. Происхожденіе и значеніе Синедріона

IV. Раввинскія преданія о существованіи Талмуда и Синедріона отъ времени Моисея не образуетъ не прерывной цѣпи

V. Раввинское преданіе о духовномъ присутсвіи при Синайскомъ законодательствѣ всѣхъ послѣдующихъ поколѣній Израильскаго народа

Отдѣлъ второй. Талмудическія легенды,: принимаемыя Евреями за дѣйствительность

I. Легенды, которыми украшено событие Синайскаго законодательства

II. Легенда о Левіаѳанѣ и Бегемотѣ

III. Легенды о субботѣ, и рѣкѣ Самбатіонъ

IV. Раввинское представленіе о томъ, какъ Богъ проводитъ свое время

Отдѣлъ третій. Отношеніе Талмуда къ вопросу о вѣротерпимости

I. Раввинскіе законы о насильственномъ обращеніи всѣхъ не—евреевъ въ еврейство

II. Раввинскіе законы относительно Ноахидовъ

III. Раввинскія пониманія заповѣдь о любви къ ближнимъ

IV. Раввинскіе законы, опредѣляющіе болѣе частныя отношенія Евреевъ къ язычникамъ

V. Молитвенныя обращенія Евреевъ къ Богу объ истребленіи иноверцевъ

Отдѣлъ четвертый. Взглядъ Талмуда на неученыхъ (Амъ-Гаарецъ) Евреевъ и женщинъ; законы, касающіеся брака

I. Раввинскіе законы относительно Амъ-Гаарецъ или не ученыхъ Евреевъ

II. Взглядъ Талмуда на женщину

III. Запрещеніе женщинамъ и рабамъ изучать законъ

IV. Раввинскіе законы о многоженствѣ

V. Талмудическія законы о разводахъ

Отдѣлъ пятый. Нѣкоторыя изъ характеристическихъ обрядовыхъ учрежденій раввинизма

I. Раввинскiя законы о траурѣ по умершимъ

II. Раввинскія правила относительно рѣзанія животныхъ и птице

III. Наказаніе налагаемое Талмудомъ за несоблюденіе правилъ рѣзанія; ограниченія и противоречія раввиновъ: въ примененiи законовъ о рѣзаніи

IV. Раввинскіе законы относительно праздника Пурима

Нѣсколько словъ объ употребленіи евреями христіанской крови для религіозной цѣли

OCR
— 203 — Мы увѣрены, что многіе изъ современныхъ іудеевъ, если
принимаютъ талмудическіе законы за нѣчто обязательное
для себя, то только благодаря совершенному незнакомству
съ характеромъ Талмуда и слѣпой вѣрѣ въ своихъ слѣпыхъ
учителей. Впрочемъ и изучающіе Талмудъ и знакомые со
всѣми его мелочами смотрятъ на него окомъ дѣтскаго по•
слушанія и національнаго предразсудка, на что, вѣроятно,
не разсчитывали и первые его составители и собиратели.
Они и до настоящаго времени считаютъ себя правыми въ
томъ вѣрованіи, что іудеи есть единственвый народъ въ
мірѣ, стоящій и доселѣ подъ особеннымъ покровительствомъ
Божіимъ. Имъ какъ будто нѣтъ дѣла до того, что обстоя-
тельства теперь уже перемѣнились и прошло уже болѣе
восемнадцати вѣковъ, какъ по планамъ Божественнаго до-
моетроительства положенъ былъ конецъ миссіи народа ев-
рейскаго. Давно уже, по нашему мнѣнію, пришло время для
евреевъ изслѣдовать переданную имъ религію и сраввить
ее съ религіей Моѵсея и пророковъ. Безпристрастное из-
слѣдованіе должно убѣждать ихъ, что эти законы, которыхъ
они держатся и которые мы разсматриваемъ, не могли прои-
зойти отъ Бога. IV. Раввинскіе законы о многоженствѣ. Мы уже имѣли случай видѣть, что ново-іуде&ство ста*
витъ женщинъ въ домашнемъ и общественномъ быту почти
въ одинаковое положеніе съ рабами и презираемымъ равви-
нами классомъ неученыхъ (Амъ-Гаарецъ). Теперь мы по•
кажемъ, что оно потворствуетъ и еще одному великому злу
въ семейномъ быту—многоженству. Когда Наполеойъ І-й собралъ извѣстный Парижскій Си•
недріонъ, то онъ предложилъ между прочимъ еврейскимъ
депутатамъ слѣдующій вопросъ: позволительно-ли евреямъ Соодіе Оідііігесі Ьу