Критический разбор Талмуда, его происхождение, характер и влияние на верования и нравы еврейского народа

1879

Содержание

Отдѣлъ первый. Явленіе и значеніе Талмуда н его составителей

I. Происхожденіе и авторитетъ Талмуда или устнаго закона по раввинскимъ преданіямъ

II. Явленіе и значеніе раввинизма

III. Происхожденіе и значеніе Синедріона

IV. Раввинскія преданія о существованіи Талмуда и Синедріона отъ времени Моисея не образуетъ не прерывной цѣпи

V. Раввинское преданіе о духовномъ присутсвіи при Синайскомъ законодательствѣ всѣхъ послѣдующихъ поколѣній Израильскаго народа

Отдѣлъ второй. Талмудическія легенды,: принимаемыя Евреями за дѣйствительность

I. Легенды, которыми украшено событие Синайскаго законодательства

II. Легенда о Левіаѳанѣ и Бегемотѣ

III. Легенды о субботѣ, и рѣкѣ Самбатіонъ

IV. Раввинское представленіе о томъ, какъ Богъ проводитъ свое время

Отдѣлъ третій. Отношеніе Талмуда къ вопросу о вѣротерпимости

I. Раввинскіе законы о насильственномъ обращеніи всѣхъ не—евреевъ въ еврейство

II. Раввинскіе законы относительно Ноахидовъ

III. Раввинскія пониманія заповѣдь о любви къ ближнимъ

IV. Раввинскіе законы, опредѣляющіе болѣе частныя отношенія Евреевъ къ язычникамъ

V. Молитвенныя обращенія Евреевъ къ Богу объ истребленіи иноверцевъ

Отдѣлъ четвертый. Взглядъ Талмуда на неученыхъ (Амъ-Гаарецъ) Евреевъ и женщинъ; законы, касающіеся брака

I. Раввинскіе законы относительно Амъ-Гаарецъ или не ученыхъ Евреевъ

II. Взглядъ Талмуда на женщину

III. Запрещеніе женщинамъ и рабамъ изучать законъ

IV. Раввинскіе законы о многоженствѣ

V. Талмудическія законы о разводахъ

Отдѣлъ пятый. Нѣкоторыя изъ характеристическихъ обрядовыхъ учрежденій раввинизма

I. Раввинскiя законы о траурѣ по умершимъ

II. Раввинскія правила относительно рѣзанія животныхъ и птице

III. Наказаніе налагаемое Талмудомъ за несоблюденіе правилъ рѣзанія; ограниченія и противоречія раввиновъ: въ примененiи законовъ о рѣзаніи

IV. Раввинскіе законы относительно праздника Пурима

Нѣсколько словъ объ употребленіи евреями христіанской крови для религіозной цѣли

OCR
— 191 — Такимъ образомъ и тѣ, которыхъ ставить Талмудъ на
самой низкой ступени человѣческаго достоинства, именно־
женщины и рабы, и тѣ ощутятъ обильно излитые на нихъ
свыше дары благодати. Насколько же далеко отстоитъ те•
перь раввинскій взглядъ на женіцину отъ богодарованнаго вет-
хозавѣтнаго ученія о ней! И только благодѣтельное вліяніе
христіанства, успѣвшее проникнуть нѣсколько въ темную
среду еврейскаго общества, улучшило положеніе еврейской
женщины, заставивъ приверженцевъ Талмуда невольно, хотя
бы на показъ предъ христіанами, позаботиться о духовномъ
воспитаніи и образованіи женщины. Вдали отъ христіанскаго
вліянія, въ странахъ магометанскихъ, еврейскіе женщины по
прежнему лишены всякаго образованія, даже религіознаго;
тамъ не существуетъ и никакихъ училищъ для женщинъ.
Тамъ доселѣ раввины трактуютъ женщину, какъ Амъ-
Гаареца, ставятъ на ряду съ рабами и умалишенными. Вотъ
плоды мнимо-божественной талмудической религіиі 111. Запрещеніе женщинамъ и рабамъ изучать законъ. Читатель, соображающій, что цѣль нашего сочиненія—
раскрыть въ содержаніи Талмуда одну лишь худую сторону
его, ошибается. Тѣмъ съ большею увѣренностью говоримъ
это, что система Талмуда все-таки выдаетъ себя за систе-
му, основанную на Моѵсеевомъ законѣ, законѣ богодарован•
номъ, который, каковы бы ни были его частныя цѣли, мно-
го имѣетъ въ себѣ достойнаго повсюднаго и всегдашняго
сохраненія. Но еслибы дѣйствительно Талмудъ слѣдовалъ
во всемъ Моѵсееву закону, онъ былъ бы совершеннѣе; огра*
ничиваясь же повтореніемъ Фразъ ,,какъ написано, какъ
сказано, ибо говорится“ и приводя затѣмъ краткія выдержки
изъ библейскаго закона, онъ навязываетъ ему смыслъ, ка-
кого въ немъ нѣтъ. Указать это искаженіе раввинами Во- Соодіе Оідііігесі Ьу