Критический разбор Талмуда, его происхождение, характер и влияние на верования и нравы еврейского народа

1879

Содержание

Отдѣлъ первый. Явленіе и значеніе Талмуда н его составителей

I. Происхожденіе и авторитетъ Талмуда или устнаго закона по раввинскимъ преданіямъ

II. Явленіе и значеніе раввинизма

III. Происхожденіе и значеніе Синедріона

IV. Раввинскія преданія о существованіи Талмуда и Синедріона отъ времени Моисея не образуетъ не прерывной цѣпи

V. Раввинское преданіе о духовномъ присутсвіи при Синайскомъ законодательствѣ всѣхъ послѣдующихъ поколѣній Израильскаго народа

Отдѣлъ второй. Талмудическія легенды,: принимаемыя Евреями за дѣйствительность

I. Легенды, которыми украшено событие Синайскаго законодательства

II. Легенда о Левіаѳанѣ и Бегемотѣ

III. Легенды о субботѣ, и рѣкѣ Самбатіонъ

IV. Раввинское представленіе о томъ, какъ Богъ проводитъ свое время

Отдѣлъ третій. Отношеніе Талмуда къ вопросу о вѣротерпимости

I. Раввинскіе законы о насильственномъ обращеніи всѣхъ не—евреевъ въ еврейство

II. Раввинскіе законы относительно Ноахидовъ

III. Раввинскія пониманія заповѣдь о любви къ ближнимъ

IV. Раввинскіе законы, опредѣляющіе болѣе частныя отношенія Евреевъ къ язычникамъ

V. Молитвенныя обращенія Евреевъ къ Богу объ истребленіи иноверцевъ

Отдѣлъ четвертый. Взглядъ Талмуда на неученыхъ (Амъ-Гаарецъ) Евреевъ и женщинъ; законы, касающіеся брака

I. Раввинскіе законы относительно Амъ-Гаарецъ или не ученыхъ Евреевъ

II. Взглядъ Талмуда на женщину

III. Запрещеніе женщинамъ и рабамъ изучать законъ

IV. Раввинскіе законы о многоженствѣ

V. Талмудическія законы о разводахъ

Отдѣлъ пятый. Нѣкоторыя изъ характеристическихъ обрядовыхъ учрежденій раввинизма

I. Раввинскiя законы о траурѣ по умершимъ

II. Раввинскія правила относительно рѣзанія животныхъ и птице

III. Наказаніе налагаемое Талмудомъ за несоблюденіе правилъ рѣзанія; ограниченія и противоречія раввиновъ: въ примененiи законовъ о рѣзаніи

IV. Раввинскіе законы относительно праздника Пурима

Нѣсколько словъ объ употребленіи евреями христіанской крови для религіозной цѣли

OCR
— 160 — лучшихъ представителей еврейскаго народа къ язычникамъ
Они проникнуты искреннимъ, безкорыстнымъ человѣколю*
біемъ. Совсѣмъ инымъ духомъ, духомъ ожесточенія и нетер-
пимости проникнуты раввинскіе законы объ отношеніи ев•
реевъ къ язычникамъ, вопреки увѣреніямъ баварскаго ка-
техизиса. Чтобы Ев простирать, напр., заповѣданныхъ дѣй-
ствій человѣколюбія на пришельца, Талмудъ подъ пришель-
цемъ גר תושב разумѣетъ обратившагося къ іудейству и
тѣмъ про извольно ограничиваетъ божественную заповѣдь о
милосердіи, не страшась прещеній гнѣва Божія. V. Молитвенныя обращенія евреевъ къ Богу объ
истребленіи иновѣрцевъ. Предъидущія главы достаточно показали намъ, насколько
присущъ Талмуду духъ жестокости и нетерпимости, когда
дѣло касается отношеній евреевъ къ иновѣрцамъ. Этотъ
духъ вѣронетерпимости выражается даже и въ молитвахъ,
произносимыхъ евреями при богослу женіи. Въ торжествахъ
двухъ первыхъ пасхальныхъ ночей среди радостныхъ и бла-
го дарственныхъ молитвъ, составленныхъ въ воспоминаніе
избавленія отъ рабства египетскаго, мы находимъ слѣдую-
щее молитвенное возваніе, обращенное къ Богу. שפוך חטחך אלי הגוים
אשר ליא ירעוך ועלי
מטלכוח אשר בשטך לא
קראו• כי אכלי אח יעקב
ואח נוהו השטו שפוך
עליהם ועמך וחרוז אפך
ישיגם חררף באף וחשירם
טחחח שטי י״י: ״Пролей гнѣвъ Твой
на народы, не знающія
Тебя и на царства, не
призывающія Твоего име-
ни; ибо поругали они Іа-
кова и жилище его раз-
рушили (Псал. 78, 6—
7). Пролей на нихъ Соодіе Оідііігесі Ьу