Критический разбор Талмуда, его происхождение, характер и влияние на верования и нравы еврейского народа

1879

Содержание

Отдѣлъ первый. Явленіе и значеніе Талмуда н его составителей

I. Происхожденіе и авторитетъ Талмуда или устнаго закона по раввинскимъ преданіямъ

II. Явленіе и значеніе раввинизма

III. Происхожденіе и значеніе Синедріона

IV. Раввинскія преданія о существованіи Талмуда и Синедріона отъ времени Моисея не образуетъ не прерывной цѣпи

V. Раввинское преданіе о духовномъ присутсвіи при Синайскомъ законодательствѣ всѣхъ послѣдующихъ поколѣній Израильскаго народа

Отдѣлъ второй. Талмудическія легенды,: принимаемыя Евреями за дѣйствительность

I. Легенды, которыми украшено событие Синайскаго законодательства

II. Легенда о Левіаѳанѣ и Бегемотѣ

III. Легенды о субботѣ, и рѣкѣ Самбатіонъ

IV. Раввинское представленіе о томъ, какъ Богъ проводитъ свое время

Отдѣлъ третій. Отношеніе Талмуда къ вопросу о вѣротерпимости

I. Раввинскіе законы о насильственномъ обращеніи всѣхъ не—евреевъ въ еврейство

II. Раввинскіе законы относительно Ноахидовъ

III. Раввинскія пониманія заповѣдь о любви къ ближнимъ

IV. Раввинскіе законы, опредѣляющіе болѣе частныя отношенія Евреевъ къ язычникамъ

V. Молитвенныя обращенія Евреевъ къ Богу объ истребленіи иноверцевъ

Отдѣлъ четвертый. Взглядъ Талмуда на неученыхъ (Амъ-Гаарецъ) Евреевъ и женщинъ; законы, касающіеся брака

I. Раввинскіе законы относительно Амъ-Гаарецъ или не ученыхъ Евреевъ

II. Взглядъ Талмуда на женщину

III. Запрещеніе женщинамъ и рабамъ изучать законъ

IV. Раввинскіе законы о многоженствѣ

V. Талмудическія законы о разводахъ

Отдѣлъ пятый. Нѣкоторыя изъ характеристическихъ обрядовыхъ учрежденій раввинизма

I. Раввинскiя законы о траурѣ по умершимъ

II. Раввинскія правила относительно рѣзанія животныхъ и птице

III. Наказаніе налагаемое Талмудомъ за несоблюденіе правилъ рѣзанія; ограниченія и противоречія раввиновъ: въ примененiи законовъ о рѣзаніи

IV. Раввинскіе законы относительно праздника Пурима

Нѣсколько словъ объ употребленіи евреями христіанской крови для религіозной цѣли

OCR
— 211 — женщина, теперь уважаемая наравнѣ съ мужчиною, снизо-
шла бы на степень рабыни. Очевидно, ни одна изъ еврей-
скихъ женщинъ не пожелаетъ Возвращенія такого порядка
вещей. Но почему же онѣ не уважаютъ той религіи, которая
ограждаетъ ихъ права? Не показываетъ ли при этомъ •и
Моѵсей, что первый многоженецъ былъ потомокъ нечести-
ваго Каина? Не свидѣтельствуетъ лигамъ и опытъ, что тамъ,
гдѣ . существовало многоженство, женщина была унижена и не
было обращаемо должнаго вниманія на воспитаніе дѣтей? И не
сдѣлало ли, напротивъ, значительныхъ успѣховъ умствен*
ное и моральное образованіе въ христіанскихъ странахъ, гдѣ
узаконено единоженство? Раввины говорятъ, что обязатель-
ность для евреевъ устнаго закона должна существовать
вѣчно; если же такъ, то и многоженство должно продол-
жаться въ параллель съ обязательностію устнаго закона.
Но мы видимъ противное; слѣдовательно, устный законъ въ
этомъ случаѣ потерялъ свою силу; а это служитъ практи-
ческимъ доказательствомъ, что онъ не имѣетъ Божественна-
го авторитета. V. Талмудическіе законы о разводахъ Когда Богъ давалъ заповѣди на горѣ Синайской, то Онъ
указалъ намъ какъ первую нашу обязанность любить Его и
служить Ему, такъ непосредственно за симъ далъ заповѣдь:
,,Чти отца своего и матерь свою“.... показывая намъ,
что послѣ Него мы обязаны оказывать любовь и послуша-
ніе тѣмъ, которые были причиною нашего существованія.
Онъ повелѣваетъ намъ любить Его и служить Ему не по-
тому, конечно, что Онъ имѣетъ на то право и мы обязаны
Ему повиноваться, но потому главнымъ образомъ, что этимъ
Онъ хочетъ насъ приблизить къ Себѣ и Себя приблизить
къ намъ. Точно также если Онъ заповѣдалъ намъ почитать Оідііігесі Ьу ѵ^.00£іе