Критический разбор Талмуда, его происхождение, характер и влияние на верования и нравы еврейского народа

1879

Содержание

Отдѣлъ первый. Явленіе и значеніе Талмуда н его составителей

I. Происхожденіе и авторитетъ Талмуда или устнаго закона по раввинскимъ преданіямъ

II. Явленіе и значеніе раввинизма

III. Происхожденіе и значеніе Синедріона

IV. Раввинскія преданія о существованіи Талмуда и Синедріона отъ времени Моисея не образуетъ не прерывной цѣпи

V. Раввинское преданіе о духовномъ присутсвіи при Синайскомъ законодательствѣ всѣхъ послѣдующихъ поколѣній Израильскаго народа

Отдѣлъ второй. Талмудическія легенды,: принимаемыя Евреями за дѣйствительность

I. Легенды, которыми украшено событие Синайскаго законодательства

II. Легенда о Левіаѳанѣ и Бегемотѣ

III. Легенды о субботѣ, и рѣкѣ Самбатіонъ

IV. Раввинское представленіе о томъ, какъ Богъ проводитъ свое время

Отдѣлъ третій. Отношеніе Талмуда къ вопросу о вѣротерпимости

I. Раввинскіе законы о насильственномъ обращеніи всѣхъ не—евреевъ въ еврейство

II. Раввинскіе законы относительно Ноахидовъ

III. Раввинскія пониманія заповѣдь о любви къ ближнимъ

IV. Раввинскіе законы, опредѣляющіе болѣе частныя отношенія Евреевъ къ язычникамъ

V. Молитвенныя обращенія Евреевъ къ Богу объ истребленіи иноверцевъ

Отдѣлъ четвертый. Взглядъ Талмуда на неученыхъ (Амъ-Гаарецъ) Евреевъ и женщинъ; законы, касающіеся брака

I. Раввинскіе законы относительно Амъ-Гаарецъ или не ученыхъ Евреевъ

II. Взглядъ Талмуда на женщину

III. Запрещеніе женщинамъ и рабамъ изучать законъ

IV. Раввинскіе законы о многоженствѣ

V. Талмудическія законы о разводахъ

Отдѣлъ пятый. Нѣкоторыя изъ характеристическихъ обрядовыхъ учрежденій раввинизма

I. Раввинскiя законы о траурѣ по умершимъ

II. Раввинскія правила относительно рѣзанія животныхъ и птице

III. Наказаніе налагаемое Талмудомъ за несоблюденіе правилъ рѣзанія; ограниченія и противоречія раввиновъ: въ примененiи законовъ о рѣзаніи

IV. Раввинскіе законы относительно праздника Пурима

Нѣсколько словъ объ употребленіи евреями христіанской крови для религіозной цѣли

OCR
— 248 — евреѣ, желающемъ счастія своему народу, лежатъ священ-
ная обязанность разсмотрѣть сколько возможно тщательнѣе
ту систему, которая служитъ причиною несчастія народа
въ продолженіи многихъ столѣтій. Если же кто, по тща-
тельномъ изслѣдованіи, искренно убѣдится въ ея лживости,
тотъ долженъ всячески стараться отвлечь отъ нея своихъ
братьевъ. Это будетъ дѣломъ полезнымъ и для Евреевъ и
добрымъ и благоугоднымъ въ очахъ Божіихъ. IV. Раввинскіе законы относительно праздника Пурима *). Ежегодно повторяющіеся праздникъ Пуринъ постоявно
вызываетъ въ памяти евреевъ воспоминаніе о чудесномъ
спасеніи ихъ отъ угрожавшей опасности, примѣровъ кото-
раго еврейская исторія представляетъ такъ много. Уста-
новленіе этого праздника, по свидѣтельству исторіи, должно
было возбуждать евреевъ къ прославленію и хвалѣ Все-
вышняго. Такое учрежденіе несомнѣнно достойно похвалы;
оно свидѣтельствуетъ намъ, что въ продолженіе двадцати
вѣковъ не угасла между евреями память о великомъ собы-
тіи, воспоминаніе о которомъ и въ наши дни ежегодно со-
провождается веселымъ празднованіемъ. Не заслужилъ бы
нареканія Талмудъ, еслибы, вмѣнивъ въ обязанность каж-
дому израильтянину соблюдать этотъ праздникъ, иначе
опредѣлилъ способъ и порядокъ его празднованія. Но пре-
тендуя на Божественный авторитетъ своихъ установленій,
нарушеніе ихъ клеймя еретичествомъ и виновниковъ его *) Праздникъ этотъ установленъ въ память избавленія ев-
реевъ Есѳирью отъ козней Гайана, когда они были подъ
игомъ персидскаго владычества. Названіе его Пуримъ (жре-
бій) указываетъ на то обстоятельство, что Гаманъ бросилъ
жребій, желая узнать время, когда удобнѣе будетъ погубить
евреевъ. Соодіе Оідііігесі Ьу