Раскол на Дону в конце XVII века

Дружинин В.Г. Раскол на Дону в конце XVII века. - Санкт-Петербург. - 1889

1889

Содержание

Предисловие

Глава первая. Донская земля во второй половине XVII века

Глава вторая. Отношения между Москвою и Донскими казаками

Глава третья. Зарождение раскола среди Донских казаков

Глава четвертая. Раскольничья пропаганда на Дону

Партии среди казаков

Способы совращения казаков в раскол

Первыя сведения в Посольском приказе о существовании на Дону раскольников

Появление в Чирской пустыне чернеца с подложной грамотой, в июне 1683 г.

2-го августа он приходит в Черкаск

Волнение казаков

О нем узнают в Москве 21-го августа и посылают па Дон толмача Тараса Иванова, с требованием выдачи виновников мятежа

Тарас Иванов на Дону 6-го сентября

Противумосковская партия заявляет себя покровительницей раскольников

Превратное понятие в Москве о ходе дел на Дону

Похвальная грамота войску 10-го сентября 1683 г.

Розыски составителя подложной грамоты

Старшина Самойла Лаврентьев, глава раскольничьей партии

Его ближайшие сообщники

Распускаемые ими слухи о падении веры на Москве

Новыя донесения о Медведицких раскольниках от 30-го июня 1685 и мая 1686 г.

Посылка попов Ермолая и Ивана на Дон, за раскольниками

Приезд знмовой станицы, 14-го января 1687 г. на Москву

Глава пятая. Господство казаков-раскольииков на Дону

Отправление, в конце декабря 1686 г., зимовой станицы, с Фролом Минаевым, с Дона

Самойла Лаврентьев избран войсковым атаманом

Поп Самойла принят в придел Иоанна Предтечи, Черкаскаго собора

Служение в церкви по неисправленным книгам

Неудовольствие казаков по этому поводу

Сборы казаков в первый Крымский поход

Поездка Кирея Матвеева к Чагану тайше с конца февраля по 27-е марта 1687 г.

Открытое покровительство Самойлы Лаврентьева раскольникам

Утверждение, в мае 1687 г., старой веры в Черкаске

Насилия попа Самойлы над Черкаскими попами

Прибытие попа Павла в Черкаск

Возвращение Фрола Минаева из Москвы и отправление казаков с ним в Крымский поход

Поведение попа Самойлы в Черкаске

Его толкования Библии

Исправление икон

Удаление попов: Василия и Германа из Черкаска

Волнение раскольников на Медведице

Прибытие Кузьмы Косаго, по приказанию войска, в Черкаск

Возвращение Фрола Минаева из Крымскаго похода

Привод казаков в присяге

Возстановление веры

Посылка Кузьмы Косаго на Москву

Допрос его в Посольском приказе

Грамота с требованием высылки попа Самойлы, от 25-го сентября 1687 г.

Пожар в Черкаске в ноябре

Открытыя действия раскольничьей партии на Дону

Отказ (в октябре) казаков выслать на Москву раскольников

Отправление, в конце ноября, 8имовой станицы с Киреем Матвеевым, на Москву

Прибытие ея на Москву и допросы ея в Посольском приказе, 26-го декабря

Новая грамота о высылке раскольников, от 2-го января 1688 г.

Высылка с Дона попа Самойлы; прибытие его на Москву 12-го января; допрос его

Новая грамота о высылке раскольников, от 17-го февраля

Ослушание казаков грамоте 2-го января

Глава шестая. Раскольничий мятеж на Дону

2-го марта 1688 г. казак Василий приносит князю В. В. Голицыну изветныя письма на раскольников

Оговоренные в письмах казаки зимовой станицы взяты 5-го марта под караул

Начало следствия

Письмо Кирея Матвеева на Дон

Толмач Иван Никитин посылается 9-го марта на Дон с грамотой о доставлении раскольников на Москву к 9-му мая

Продолжение следствия

Прибытие на Дон Ивана Никитина 7-го апреля

Отправление с ним Самойлы Лаврентьева и других вожаков раскольничьей партии на Москву, 12-го апреля

18-го апреля посылают ив войска Осипа Михайлова по городкам для привода казаков к присяге и для обращения раскольников

Бегство раскольников на Медведицу и укепление ими Заполянскаго острова

Бегство части их на р.Буму

Первыя военныя стычка казаков с Медведицкими раскольниками

Прибытие, 5-го мая, станицы с раскольниками на Москву

Расправа над пущими заводчиками мятежа

Посылка жалования казакам за выдачу их головами

Набеги Медведицких раскольников на соседние казачьи городки

Бегство старцев Чирской пустыни на р. Буму, 20-го июля

Осип Михайлов приезжает на Москву с легкой станицей, 27-го июля

Грамоты 2-го и 16-го августа о военных действиях против раскольников

Раскольники на р. Буме

Осада казаками и ратными людьми раскольничьяго городка на Медведице

Первый приступ 4-го ноября

Приступы 21-го февраля и 1-го апреля 1689 г.

Бзятие городка 4-го апреля

Похвальная грамота войску, от 28-го апреля, за военныя действия

Продолжение разыскивания раскольников на Дону

Возвращение некоторых раскольников с р. Бумы на Дон

Необычайное разлитие Дона в июне

Нападения Азовцев на казаков

Приход Кумских раскольников под каэачьи городки

Поражение раскольников под Цымлянской станицей

Переговоры Московскаго правительства и казаков с Бумскими раскольниками о возвращении на Дон

Набег раскольников на украинные города в июне 1690 г.

Посылка дворянина Басова для переговоров с Кумскими раскольниками

Военныя действия против Кумских раскольников в сентябре 1692 г.

Бегство их на р. Кубань

Поражение их ратными людьми на р. Сундже в сентябре 1692 г.

Раскольники перестают быть опасными для Москвы и казаков

Заключение

Приложения

I. О казачьих городках

II. Жалование, отпущенное казакам с 1651 по 1692 г.

III. Слово о некоем муже, именем Тимофее

IV. Следственное дело о казаках-раскольниках

V. Документы

Указатель имен личных и географических

Замеченныя опечатки

OCR
192 Во всемъ ходѣ развитія раскольничьей партіи среди ка¬
заковъ и, произведенныхъ ею въ казачьей средѣ смутъ, мы
совершенно почти не видѣли участія старцевъ Чирской пу¬
стыни. Мы знаемъ о нихъ только, что они бывали въ Чер¬
каскѣ, навѣщали атамана Самойлу, жили въ его куренѣ, когда
пріѣзжали въ Черкаскъ. Во время движенія раскольниковъ
на Медвѣдицу съ нѣкоторыми попами во главѣ, Чирскіе
старцы мирно оставались жить въ своихъ кельяхъ. Такого
рода поведеніе ихъ, вполнѣ послѣдовательно, вытекаетъ изъ
всей ихъ предыдущей жизни и дѣятельности, какъ на Мо¬
сквѣ, такъ и на Дону: это не были бойцы за вѣру, а охра¬
нители ея и уберегатели отъ нарушенія со стороны нико¬
ніанъ. Ратники пошли на борьбу: Кузьма Косой ратовалъ на
Медвѣдицѣ; попъ Самойла въ Черкаскѣ; въ Медвѣдицкомъ
городкѣ были старецъПерфилей и бѣлецъ Демьянъ Артемьевъ.
Остальные же старцы и иноки искали лишь покойнаго убѣжища
отъ преслѣдованій. Поэтому, когда прошли на Куму первые рас¬
кольники, руководимые Левкою Маныцкимъ, бывшимъ бѣльдомъ
Чирской пустыни, они сообщили старцамъ, своимъ единовѣр¬
цамъ, о встрѣченномъ тамъ гостепріимномъ пріемѣ со стороны
мѣстнаго князя Черкасскаго Месеуста. Скрывшіеся же въ окрест¬
ныхъ лѣсахъ отъ пріѣзжавшаго приводить ихъ ко кресту ата¬
мана Осипа Михайлова, иноки Чирской пустыни вновь собрались
по его отъѣздѣ, и узнали отъ оставленнаго въ обители для вѣ¬
стей старца Нафанаила, что названный атаманъ наказывалъ ему,
чтобъ они расходились жить «въ тѣ мѣста, кто откуда пришелъ)».
Тогда «положили они на томъ, чтобы имъ въ тое пустыни не жить
и по новоисправленнымъ книгамъ не служить», и стали соби¬
раться въ путь, указанный Левкой Маныцкимъ. Недѣль шесть
закупали они телѣги лошадей, и въ самый Ильинъ день, ушли
на Куму, гдѣ поселились «на три части»: въ одномъ мѣстѣ
старцы, въ другомъ бѣльцы, а въ третьемъ старицы в5). . м) Старецъ Нафанаилъ, въ допросѣ. Доп. къ А. И, т. ХП, № 17,
стр. 236. Digitized by L^ooQie