Труды Отдела древнерусской литературы. Том 33: Древнерусские литературные памятники

Труды Отдела древнерусской литературы. Т.33:Древнерусские литературные памятники. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977

1977

На стр. 385-387 должен быть текст Полякова С. В. «Комедия на Рождество Христово» Димитрия Ростовского — источник «Пастухов» Н. А. Заболоцкого. Но этот текст вырезан из документа

Содержание

Исследования

Творогов О. В. Античные мифы в древнерусской литературе XI—XVI вв

Прохоров Г. М. Сочинения Давида Дисипата в древнерусской литературе

Казакова Н. А. «Исхождение» Авраамия Суздальского: (Списки и редакции)

Буланин Д. М. Источники античных реминисценций в сочинениях Максима Грека

Шашков А. Т. Максим Грек и идеологическая борьба в России во второй половине XVII — начале XVIII в.: (Подделка и ее разоблачение)

Уо Д. К. «Одоление на Турское царство» — памятник антитурецкой публицистики XVII в.

Белоброва О. А. География в виде колоды карт: (Из переводческой деятельности в Москве Николая Спафария)

Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского как литературный памятник и его литературные связи на Выгу

Мордухович Л. М. Юрий Крижанич о «рабстве»

Понырко Н. В. Сочинение старца Леонтия и школа протопопа Аввакума

Ромодановская Е. К. Западные сборники и оригинальная русская повесть: (К вопросу о русификации заимствованных сюжетов в литературе XVII — начала XVIII в.)

Смирнов И. П. Эпическая метонимия

Полемика

Материалы и сообщения

Волкова Т. Ф. Художественная структура и функции образа беса в Киево-Печерском патерике

Кузнецов Б. И. Повесть о Варлааме и Иоасафе: (К вопросу о происхождении)

Лебедева И. Н. О древнерусском переводе Повести о Варлааме и Иоасафе

Прохоров Г. М. Филофей Коккин о пленении и освобождении гераклеотов

Охотникова В. И. Повесть о псковском князе Довмонте: (К вопросу об источниках и авторе Распространенной редакции)

Салмина М. А. Хроника Константина Манассии как источник Русского хронографа

Ванеева Е. И. Киевский список Александрии XVI в

Покровская В. Ф. Описание монастырской трапезы (по рукописи конца XVI в.)

Осипова К. С. «История о великом князе Московском» Андрея Курбского в Голицынском сборнике

Панченко А. М. «Златое иго супружества» и его источник

Мазунин А. И. Возможный автор Повести о боярыне Морозовой

Титова Л. В. Неизданная редакция «Повести о рождении и похождениях царя Соломона»

Демкова Н. С. , Герасимова Н. М. Русская обработка сюжета о состязании мельника с царем

Моисеева Г. Н. Из истории «Изборника» 1076 г

Майер Р. О древнейшем венгерском переводе отрывка из «Повести временных лет»

Коновалова О. Ф. «Написание о царях московских» И. М. Катырева-Ростовского в переложении М. А. Волошина

Полякова С. В. «Комедия на Рождество Христово» Димитрия Ростовского — источник «Пастухов» Н. А. Заболоцкого (Вырезан из документа)

Грачева А. М. Повесть А. М. Ремизова «Савва Грудцын» и ее древнерусский прототип

По рукописным собраниям

Заметки и библиография

OCR
Г . М . П Р О Х О Р О В

С о ч и н е н и я Д а в и д а Д и с и п а т а
в д р е в н е р у с с к о й л и т е р а т у р е
И с и х а с т с к и е с п о р ы , в о л н о в а в ш и е т е о р е т и к о в н а Б а л к а н а х в 30—60­х г г .
X I V в ., с т и м у л и р о в а л и н о в о е м о щ н о е в и з а н т и й с к о е в л и я н и е н а к у л ь т у р у
с л а в я н с к и х с т р а н . З а с т о л е т п е р е в о д о в н а ч и н а я с э т о го в р е м е н и р у с с к а я
л и т е р а т у р а о к а з а л а с ь о б о га щ е н н о й , п о о ц е н к е А . И . С о б о л е в с к о го , п о ч т и
в д в о е .1 Н о и з н е п о с р е д с т в е н н о п о р о ж д е н н о й с п о р а м и о б ш и р н о й и р а з н о о б ­
р а з н о й л и т е р а т у р н о й п р о д у к ц и и с р а в н и т е л ь н о о ч е н ь н е м н о го е б ы л о п е р е ­
в е д е н о с г р е ч е с к о г о я з ы к а н а с л а в я н с к и й . В о з м о ж н о , е щ е в 50­х г г . (и у ж
в о в с я к о м с л у ч а е н е п о з ж е 80­х ) X I V в . в р у с с к и х ц е р к в а х р а з д а л и с ь а н а ­
ф е м ы В а р л а а м у , А к и н д и н у и в с е м п р о ч и м ,к т о с ч и т а е т с в е т п р е о б р а ж е н и я
Х р и с т о в а я в л е н и е м е с т е с т в е н н о г о п о р я д к а и л и ,н а п р о т и в ,с а м о й с у щ н о с т ь ю
б о ж и е й , и «в е ч н а я п а м я т ь » т е м , к т о , к а к
Г р и го р и й
П а л а м а , у ч и т ,
ч т о э т о т с в е т —п р о я в л е н и е б о ж е с т в е н н о й э н е р ги и , в е ч н о й и б е с к о н е ч ­
н о й .2 О д н а к о ж е с а м и у ч е н и я , о т в е р г а е м ы е т а к и м о б р а з о м и у т в е р ж д а е ­
м о е , и з л о ж е н ы в Ч и н е п р а в о с л а в и я ,к а к т о го т р е б у е т ж а н р ,л и ш ь к о р о т к о ,
в и х с у щ е с т в е (п у н к т ы Ч и н а , о к о т о р ы х и д е т р е ч ь , п р е д н а з н а ч е н ы д л я
в т о р о г о в о с к р е с е н ь я В е л и к о г о п о с т а ). П о д р о б н е е о с м ы с л е с т о л к н у в ш и х с я
в В и з а н т и и к о н ц е п ц и й и о т о м ,к а к р а з в о р а ч и в а л а с ь м е ж д у н и м и б о р ь б а ,
р у с с к и й ч и т а т е л ь м о г у з н а т ь и з с о ч и н е н и й «к и р Д а в и д а м н и х а и ф и л о ­
с о ф а » —и , к а ж е т с я , т о л ь к о и з н и х . О б э т и х с о ч и н е н и я х , о б и х а в т о р е ,
о б и х б ы т и и в д р е в н е р у с с к о й л и т е р а т у р е и п о й д е т з д е с ь р е ч ь .
В р у с с к и х р у к о п и с я х 3 с о ч и н е н и я к и р Д а в и д а п о м е щ а ю т с я в с е г д а
в м е с т е ,в с е г д а с р е д и п о д б о р к и а н т и л а т и н с к и х п р о и з в е д е н и й ,в с е г д а в о д н о м
п е р е в о д е и в о п р е д е л е н н о м п о р я д к е : 1) «О е ж е н е в п а с т и в е р е с ь В а р л а а м а
и А к и н д и н а , к и р Д а в и д а м н и х а и ф и л о с о ф а и з л о ж е н и е », 2) «Т о г о ж д е с к а ­
з а н и е , к а к о В а р л а а м и з о б р е т е и с о с т а в и с в о ю е р е с ь » и 3) «С в е д е т е л ь с т в а
о т с в я т ы х , я к о б о ж е с т в о г л а г о л е т с я о б ь с и я в ы й с в е т н а Ф а в о р е у ч е н и к и
н а б о ж е с т в е н н о е г о с п о д н е п р е о б р а ж е н и е ».
«К и р Д а в и д м н и х и ф и л о с о ф » — л и ц о н а у к е и з в е с т н о е .4 Э т о о т п р ы с к
а р и с т о к р а т и ч е с к о й ф а м и л и и Д и с и п а т о в , р о д с т в е н н о й П а л е о л о га м , у ч е н и к

. И . С о б о л е в с к и й . П е р е в о д н а я л и т е р а т у р а М о с к о в с к о й Р у с и XIV—
XV в в . С П б ., 1903, с . 14.
2 С м .: Г . М . П
р о х о р о в . И с и х а з м и о б щ е с т в е н н а я м ы сл ь в В о с т о ч н о й Е в ­
р о п е в XIV в .— Т О Д Р Л , т . X X I I I . Л ., 1968, с . 104—105.
3 И з в е с т н о
п я т ь р у с с к и х с п и с к о в XV—XVII в в . (с м . н и ж е , с . 43—46) и д в а б о л г а р ­
с к и х XV в . (с м .: К . И в а н о в а ­ К о н с т а н т и н о в а . Н я к о и м о м е н т а н а б ъ л ­
г а р о ­в и з а н т и й с к и т е л и т е р а т у р н и в р ъ з к и п р е з XIV в . (и с и х а з м ъ т и н е г о в о т о п р о н и к ­
в а н е в Б ъ л г а р и я ).— В к н .: С т а р о б ъ л г а р с к а л и т е р а т у р а . И з с л е д о в а н и я и м а т е р и а л и .
К н . 1. С о ф и я , 1971, с . 219).
4 С м .: Н .­Ѵ . B e y e r .
David Disypatos als Theologe und Vorkämpfer die Sache
des Hesychasmus (ca. 1337—ca. 1350).— Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik,
24. Bd. Wien, 1975, S. 107—128.