ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ ПОСЛЕ 1917 Г. 97
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ ПОСЛЕ 1917 Г.
И ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ БИБЛЕЙСКОЙ
АРХЕОЛОГИИ
Отечественные востоковеды после 1917 г. по общеиз-
вестным причинам не могли заниматься непосредствен-
но библейской археологией, однако, будучи преемника-
ми дореволюционной науки (см.: Гордлевский В. Трид-
цатипятилетие ВК // Восток. 1924. Кн. 4. С. 169), они в
силу своих професиональных интересов разрабатывали
темы, входящие и в область интересов библейской архео-
логии. В 1920 г. в Петербурге-Петрограде выходит кни-
га выдающегося советского востоковеда В. Струве «Из-
раиль в Египте», продолжающая традиции библейской
археологии (см.: Струве В. Израиль в Египте. Пг., 1920).
Некоторые из более поздних работ В. Струве также осве-
щают темы библейской археологии (см.: Струве В. Под-
линная причина разрушения иудейского храма на Эле-
фантине в 410 г. до н.э. // ВДИ. 1938, № 4. С. 99-119; см.
такнсе : Струве В. Подлинный Манефоновский список ца-
рей Египта и хронология Нового Царства // ВДИ. 1946,
№ 4. С. 9-25). В фундаментальной работе «История Древ-
него Востока», изданной в 1941 г., В. Струве продолжа-
ет, насколько это было возможно в те годы, традиции сво-
его учителя, Б. Тураева, по историческому объяснению
ветхозаветной истории (см.: Струве В. История Древне-
го Востока. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1941). Это обсто-
ятельство, а также то, что многие советские востокове-
ды были прямыми либо косвенными учениками В. Стру-
ве, обусловило историческую честность отечественных
востоковедческих монографий и потому сделало их цен-
ными пособиями для библейской археологии (см.: Авди-
ев В. История Древнего Востока. 3-е изд., перераб. М.,
1970; см. также, напр.: Археология зарубежной Азии /
Отв. ред. Н. Мерперт. М., 1986).
В послереволюционное время продолжали развивать-
ся отечественные научные школы: школа египтологии