Библейская археология

Ростислав Снигирев. Библейская археология: Учебное пособие для духовных школ. -М, 2007

Настоящая книга, посвященная библейской археологии и истории археологических исследований на Святой Земле, является одной из первых работ такого рода, выходящих в России после трагических событий 1917 года.

2007

Содержание

От издателей

От автора

Введение. Задачи археологии вообще и библейской археологии в частности

1 Раздел. История развития зарубежной библейской археологии

2 Раздел. Отечественная библейская археология

3 Раздел. Основные достижения библейской археологии в исследовании различных периодов священной истории

Период праотцев

Период патриархов

Период плена египетского и исхода поздний бронзовый век (1550-1230 до р.х.)

Период завоевания святой земли поздний бронзовый век (1230-1200 до Р.Х.)

Период судей. Первая фаза раннего железного века (1200-1050 до Р.Х.)

Период царей. Вторая фаза раннего железного века (1050-586 до Р.Х.)

Период плена вавилонского

Послепленный период

Период правления хасмонеев

Новозаветный период

Заключение

Принятые сокращения

Литература

Приложения

OCR
154 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
случаев черепа, которым с помощью глиняной или гипсо-
вой обмазки, а иногда и натуральной краски придано подо-
бие голов с моделировкой щек, бровей, губ, инкрустацией
глаз морскими раковинами и имитацией волос битумом.
Культовый характер этих замечательных находок не
вызывает сомнений. По мнению некоторых исследовате-
лей, подобный обычай должен был отражать веру в про-
должение жизни и свидетельствовал о культе предков и
о вере в сохранение души в черепе.
КАМЕННЫЙ ВЕК. ДОКЕРАМИЧЕСКИЙ НЕОЛИТ Б
(7600-6600 ДО Р.Х.)
И ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД К КЕРАМИЧЕСКОМУ НЕОЛИТУ
(6600-6000 ДО Р.Х.)
В Иерихоне докерамического неолита Б известны три
вида святилищ. Конструкция святилища первого вида
весьма проста: прямоугольное помещение, напротив вхо-
да в которое стоял жертвенный камень, на камне совер-
шались возлияния божеству — подобную ханаанеискую
традицию можно проследить вплоть до истории патриар-
ха Иакова в Вефиле, воспользовавшегося способом жерт-
воприношения, известным на Святой Земле еще со време-
ни преобладания прамонотеизма. В подтверждение данно-
го мнения приводится тот факт, что в древнейших храмах
Святой Земли не было изображений, а отдельно стоящий
камень воспринимался как жертвенник Прабогу. В это
же время появляются первые менгиры — отдельно сто-
ящие камни, обычно необработанные, порой связанные,
вплоть до библейского периода, с погребениями (см.: Быт.
35, 20) и с жертвенниками (см.: Быт. 28, 18; 35, 14; Нав.
24,26). Иногда они образуют целые аллеи. В этом слое най-
дена группа из трех антропоморфных статуй (мужчины,
женщины, ребенка) почти в натуральную величину, вы-
полненных из глины на камышовой основе. Статуи, осо-
бенно их головы, сильно уплощены. Волосы и борода муж-
чины отмечены красной краской. Свыше пятидесяти по-
добных статуй обнаружены в Айн-Гхасале.