ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАСМОНЕЕВ
383
многих и многих верующих евреев. Как сообщает Филон
Александрийский, к началу I в. по Р.X. поселения ессеев
существовали «повсюду, ибо надлежит приобщиться к со-
вершенной добродетели и Элладе, и варварам». Последнее
замечание Филона дает повод думать, что под словом « по-
всюду» подразумевалась не только Палестина, но и вся
еврейская диаспора. По данным этого же автора, количе-
ство последователей секты насчитывало 4 000 человек.
Этот факт подтверждает и Иосиф Флавий. (Если сравнить
эту цифру с количеством последователей фарисейства
(6 000) — самой распространенной и многочисленной
партии,— то можно сделать вывод, что ессеи не намного
уступали в «популярности» своим соперникам.) Благо-
получное развитие секты в I в. по Р.Х. частично можно
объяснить благожелательным отношением к ним Ирода
Великого и его сына Архелая, при которых ессеи пользо-
вались уважением и покровительством властей. Отказ
ессеев от вооруженной борьбы против римлян объяснял-
ся тем, что они считали бесполезным вести какую-либо
войну до пришествия Мессии: одержать победу возможно
лишь с его помощью. Однако такой взгляд не всеми раз-
делялся,— как известно, небольшие ессейские группи-
ровки участвовали в военно-террористических актах си-
кариев, за что были жестоко наказаны: в 70-е гг. по Р.Х.
римские войска разрушили поселения кумранитов.
САМАРЯНЕ
Самаряне лишь вскользь упоминаются в книгах Езд-
ры и Неемии и, в основном, представлены как яростные
противники восстановления Иудейского государства. Са-
маряне считали себя законными членами еврейской об-
щины, и у них были для этого веские причины: во-пер-
вых, единство Закона, во-вторых, кровное родство. Одна-
ко по-другому смотрели на самарян палестинские евреи.
Они не признавали за первыми ни кровного родства, ко-
торое было утрачено при смешении с иноплеменниками,