388 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
важнейшими понятиями, как рехута и панута. Реху-
та — это период Божественной милости к богоизбранно-
му народу. Он длился от дарования Закона на Синае до
разрушения Израильского царства. Вслед за временем
рехуты наступил период пану ты («отвращения»). Это
время бедствий и несчастий, продолжающееся до наших
дней. Однако, как утверждали самарянские богословы,
основываясь на книгах пророка Моисея, период рехуты
должен опять возвратиться. Этот процесс должен осуще-
ствить Мессия, который именуется Таэбом («восстанови-
телем»). Он должен «восстановить» исчезнувшую скинию
свидения (Исх. 28,43) со всеми ее сосудами и разъяснить
сокровенное значение Закона Моисеева. Как и фарисеи,
самаряне приписывали Мессии не только роль учителя,
но также и роль победоносного царя, который подчинит
себе и своему народу весь языческий мир. После восста-
новления Таэбом рехуты наступит день, который носит
название Великий. Для грешников это будет день отмще-
ния, плача и трепета, между тем как для праведников —
день воздаяния, радости и ликования. Вслед за этим по-
следует воскресение мертвых, и завершится все всеоб-
щим Судом.
НОВОЗАВЕТНЫЙ ПЕРИОД
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
В 63 г. до Р.Х. римский полководец Гней Помпеи
включил Иудею в состав римской провинции Сирия на
правах автономной области, однако сильно урезал ее тер-
риторию. Один из последних Хасмонеев, Гиркан II, был
назначен первосвященником и этнархом, но фактиче-
ская власть находилась в руках идумеянина Антипатра
и его сыновей. Последний из Хасмонеев — Антигон —
был отстранен от власти и убит в 37 г. до Р.Х. Иродом I,
самым энергичным и коварным из сыновей Антипатра.
Умело использовав сложную обстановку гражданских