398 ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
НАХОДКИ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
Как было сказано в разделе об отечественной библей-
ской археологии, одним из важнейших открытий Палес-
тинского общества было археологическое подтверждение
нахождения храма Гроба Господня вне стен библейского
Иерусалима. Проблема идентификации этого места за-
ключалась в том, что храм находится внутри стен Старо-
го города, а согласно Священному Писанию, тело Богоче-
ловека было положено вне стен (ср.: Ин. 19, 20; Евр. 13,
12), поскольку кладбища находились за городом. Данное
обстоятельство давало основания скептикам сомневаться
в подлинности этой святыни: протестанты и поныне по-
казывают в Иерусалиме место, которое, по их мнению, с
большей вероятностью можно назвать местом погребения
Спасителя. Благодаря раскопкам проблема разрешилась
следующим образом: начальником Русской Духовной
миссии в Иерусалиме архим. Антонином (Капустиным)
при раскопках на участке Русской миссии в 1883 г. было
сделано открытие фрагмента второй иерусалимской сте-
ны, проходившей, как и ожидалось, южнее храма Гроба
Господня, и потому место его нахождения в новозаветное
время действительно было вне городских стен. Достовер-
ность выводов архим. Антонина была подтверждена не-
давними раскопками несколько ниже Лютеранской цер-
кви Спасителя, в сорока метрах к югу от храма Гроба Гос-
подня, где также были обнаружены части этой стены.
Теперь история трех иерусалимских стен, упоминае-
мых Иосифом Флавием, выглядит следующим образом.
В 538 г. до Р.Х. царь Кир II разрешил иудеям вернуться
на родину и восстановить разрушенный Иерусалим. Но
новую стену было разрешено возвести только в 445 г.
до Р.Х., при Артаксерксе I, по ходатайству Неемии,— со-
гласно Иосифу Флавию, она имела четырнадцать башен
и окружала весь город. После возведения второй стены
при Неемии и до Пришествия на землю Спасителя вокруг
Иерусалима никакой другой стены не возводилось. О внут-