ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ХАСМОНЕЕВ
365
саддукеи, несмотря ни на что, исполняли постановления,
касающиеся десятин. «Первосвященники настолько по-
теряли всякий стыд и дошли до такой дерзости, что реша-
лись отправлять своих слуг к гумнам, чтобы забирать там
десятину, предназначавшуюся для простых священно-
служителей. Таким образом случилось, что несколько
бедных священников умерло от голода». Этот отрывок
раскрывает суть саддукейской морали: праведность за-
ключается не внутри, а вне человека, в его « внешнем » ис-
полнении Закона. Поэтому неудивительно, что при всех
своих пороках саддукеи считали себя праведниками.
ФАРИСЕИ
Первое упоминание о секте фарисеев относится ко вто-
рой половине II в. до Р.X., хотя истоки этого движения бе-
рут свое начало еще в IV в. до Р.Х.
Предшественниками фарисейства были два религиоз-
но-национальных течения: книжники, которые просуще-
ствовали до конца послепленного периода, и хасидеи —
ревностные хранители отеческой веры.
Еще с древних времен соферы («книжники») пользо-
вались особым уважением у еврейского народа: основ-
ным занятием соферов была переписка Священного Пи-
сания, что придавало этому роду деятельности характер
священнодействия, кроме того, соферы, помимо чисто
технической переписки Закона, занимались также его
толкованием.
Книжники исполняли обязанности правоведов и вы-
ступали на судах как знатоки права. Они старались об-
щие предписания Закона применить к частным случаям,
выводя при помощи казуистики разнообразные правила
из общих положений. В других случаях, не указанных в
Законе, книжники поступали так: возводили в закон про-
стой обычай. Эти и другие положения были восприняты
фарисеями и легли в основу их деятельности. Книжни-
чество просуществовало до разрушения Второго Храма,
после чего его функции восприняли раввины.